ШАХТЕРСКОЕ СЕРДЦЕ СТРАНЫ

31 августа будет отмечаться День шахтера. Этот профессиональный праздник - повод взглянуть на перспективы угольной отрасли, а значит, и на будущее самих горняков и их близких. Наша отрасль - это более 280 предприятий: от Волги до Тихого океана, от Крайнего Севера до Кавказа, с общей годовой мощностью более 300 млн. тонн угля. Здесь работают более 300 тысяч человек. Состояние отрасли определяет уровень жизни как минимум миллиона россиян.

Еще недавно угольная отрасль была буквально под угрозой. В середине 90-х под диктовку МВФ повсеместно огульно топили шахты, лишая горняков средств к существованию. Распространяя миф о том, что отрасль-де по определению убыточна и является обузой для государства, нашими же руками пытались устранить нас как конкурента на мировых рынках. С приходом нового руководства вернулось понимание жизненной важности отрасли для экономики и обеспечения энергетической безопасности страны. Шахтеры, самый боевой отряд рабочего класса, не только отстояли свою отрасль, но и сделали ее - впервые в отечественной истории - рентабельной.
Важным событием минувшего года стало выездное заседание Госсовета Российской Федерации в Междуреченске. Под председательством президента обсуждались вопросы угольной промышленности. Принятые решения закрепили кардинальный поворот государственной политики в отношении дальнейшего развития угольной отрасли.
Для Кузбасса, "шахтерского сердца" России, эти решения означают прежде всего рост годовой добычи угля до 150 млн. тонн всего через пару лет. Уже сегодня эта добыча под стать лучшим советским показателям, а по темпам роста в последние три года их опережает. В нынешнем году дадим не менее 140 млн. тонн. А ведь еще в 1997-м не дотягивали и до 95 миллионов. За минувшие пять с половиной лет доля Кузбасса в общероссийской добыче энергетического угля увеличилась с одной трети до половины, а по коксующимся маркам - с 69,5% до 83,3 % . При этом 84 % нашего угля вывозится в 76 регионов России и другие страны. На Кузбасс приходится три четверти всего российского угольного экспорта.
Все это достигнуто исключительно благодаря средствам частных компаний и инвесторов (дотаций наши угольщики больше не получают). За последние четыре года на модернизацию существующих и строительство новых предприятий затрачено около 27 млрд. рублей. И вложения постоянно растут. Если в 2001-2002 годах в отрасль в среднем направлялось по 9 млрд. рублей, то в нынешнем году их будет 10-11 млрд., а в 2004-2010 годах, по прогнозам, ежегодные инвестиции составят 13-15 млрд. рублей.
Деловые люди попусту и рубля не истратят. Почему же их привлекает отрасль, на которой еще вчера было клеймо нерентабельной, бесперспективной? С истощением действующих месторождений нефти и газа их добыча уходит все дальше на север, удорожаясь в разы. Скажем, для запуска промышленной добычи 20-23 млн. тонн угля (это 14-16 млн. тонн условного топлива) на Ерунаковском месторождении потребуется в ближайшие 6-7 лет 4,5-6,1 млрд. рублей инвестиций. А в обустраивающемся ныне Заполярном газовом месторождении, где планируется добывать ежегодно около 10 млрд. кубометров газа (11,5 млн. тонн условного топлива), необходимые затраты оцениваются в 13,6 - 14,2 триллиона рублей. Разница существенная!
Даже лоббисты интересов нефтяников и газовиков вынуждены признать необходимость увеличения доли угля в производстве тепло- и электроэнергии. Форсированное развитие угольной отрасли полностью отвечает и стратегическим задачам развития страны. Уголь начинает возвращать свой приоритет в отечественном ТЭКе, что, безусловно, означает победу здравого, государственного смысла над позицией временщиков, цепляющихся за сиюминутную выгоду, транжирящих и без того ограниченные запасы газа и нефти. Угля же в недрах Кузбасса хватит на столетия интенсивной эксплуатации. И, что еще важнее, мы учимся добывать его не только интенсивно, но и с выгодой.
За последние три года в Кузбассе появились 17 новых угледобывающих предприятий общей проектной мощностью 22,9 млн. тонн. Если в минувшем году они выдали 11 млн. тонн, или 8 % от общей областной добычи, то уже в нынешнем - 10,5 %, обеспечив почти треть общего объема прироста угледобычи в регионе. Всего же за последние три года их доля в этом составила половину. Но главное все же в том, что за счет создания на разрезах и шахтах 10,5 тысячи новых рабочих мест удалось трудоустроить горняков с ликвидируемых убыточных предприятий и не обрушить жизнь в шахтерских городах. И это только при половинном освоении мощностей-"новичков", к которым в нынешнем году прибавятся еще шесть предприятий с общей проектной мощностью более 4,5 млн. тонн угля в год. Кроме того, строятся 15 шахт и разрезов общей годовой мощностью в 20 млн. тонн. А до 2010 года создадим еще 25 угледобывающих предприятий с общей проектной мощностью 50 млн. тонн в год. И тогда выйдем на годовой рубеж в 170 млн. тонн, невиданный даже в советские времена, когда доля угля в топливно-энергетическом балансе страны достигала 70 % (против нынешних 20 %).
При такой добыче среднегодовые поступления во все уровни бюджета только от налога на нее и за пользование недрами составят один миллиард рублей, в том числе 600 млн. рублей в областной и местные бюджеты. А это - достаток не только горняков, но и бюджетников.
Острейшая проблема - безопасность шахтерского труда. Об этом напомнила недавняя трагедия на шахте "Зиминка", одной из самых старых и опасных. Это практически выработанная шахта. А ведь в области немало новых перспективных месторождений, где и уголь лежит неглубоко, и современные безопасные технологии можно применять изначально. Сюда можно перевести горняков с опасных рудников. Хватит рабочих мест и другим. Поэтому мы делаем ставку на ускоренное строительство разрезов. Уже более половины добычи угля обеспечивают "открытчики", у которых ЧП со смертельным исходом почти не случаются. Кроме того, новые шахты сразу строим с передовой технологией, где на особо опасных участках человека заменяет техника. Со временем все горняки шахт с крутым залеганием пластов перейдут на такие предприятия.
Вложения в модернизацию угольной отрасли оправдали себя. Она единственная в отечественной промышленности смогла превысить докризисный уровень производительности труда. Причем вдвое! А это не могло не сказаться на заработке горняков, он за последние годы значительно вырос и занимает второе место среди отраслей области после цветной металлургии. Среднемесячная зарплата угольщиков сегодня - 7,5 тысячи рублей. Понятно, что это как "средняя температура по больнице": на "умирающих" шахтах заработок не дотягивает и до 6 тысяч, а в передовых компаниях - переваливает за 15 тысяч. Но тенденция, как говорится, налицо.
Проблем еще ворох. Но шахтерам ли пасовать? Они и по определению не лодыри. А теперь к ним вернулось главное: понимание государством важности их труда. Углю возвращается его наработанный приоритет, а вместе с этим крепнет уверенность в лучшем будущем горняков. Былое "Уголь - стране!" вновь созвучно времени.