ПРЕМЬЕР-МИНИСТР НА ДОПРОСЕ

Всю ночь со среды на четверг перед зданием Высокого криминального суда на Флит-стрит стояла очередь. Заинтригованные предстоящим событием люди пытались заручиться правом попасть в ложу, отведенную в зале заседаний для публики. Столь необычный интерес лондонцев легко объясним.

Ведь в четверг произошло то, чего Великобритания ждала уже больше месяца. Независимая судебная комиссия, занимающаяся расследованием обстоятельств смерти доктора Дэвида Келли, вызвала для дачи показаний самого премьер-министра. Такое случается всего лишь во второй раз в истории Соединенного королевства.
Главный вопрос, который интересует комиссию лорда Хаттона, - какую роль сыграл премьер в обнародовании имени Келли как основного источника передачи Би-би-си, утверждавшей, что правительство намеренно приукрасило доклад об оружии Ирака, чтобы оправдать войну против режима Хусейна. Вскоре после того, как имя ученого попало в прессу, он был найден мертвым в лесу неподалеку от своего дома.
Выступая перед комиссией, Тони Блэр сказал, что ничего не знал о причастности Келли к подготовке доклада об оружии массового поражения в Ираке. По словам премьера, если бы утверждения о том, что доклад намеренно искажался, оказались верными, то он ушел бы в отставку.
Накануне министр обороны Великобритании Джефф Хун заявил, что не имел никакого отношения к этому делу, и что решение принималось в офисе премьер-министра.
Это признание министра удивило Британию. Поскольку Келли был сотрудником министерства обороны, именно глава этого ведомства должен был бы решать его судьбу. Если же вопрос о Келли "переехал" на Даунинг-стрит - значит либо министр слишком слаб, чтобы защищать интересы своего ведомства, либо канцелярия премьера обладает слишком большой властью и подавляет другие правительственные департаменты. Как пишет сегодня здешняя пресса - и то, и другое есть нарушение демократии. А к этому британцы относятся очень болезненно.
В адрес нынешнего премьер-министра давно раздаются упреки в том, что его аппарат сосредоточил в своих руках слишком большую власть в стране. Теперь, как пишут лондонские газеты, эти давние опасения обрели серьезное подтверждение. Они сходятся в том, что конечная ответственность за все решения, принимавшиеся правительством в связи с этим делом, контролировались самим премьер-министром.
По мнению "Гардиан", министр обороны Джефф Хун открыто "подставил" Тони Блэра, заявив перед комиссией, что аппарат премьер-министра осуществлял полный контроль над всеми обстоятельствами, связанными с Келли. По словам Хуна, сам Тони Блэр одобрил решение вынудить доктора Келли к даче показаний перед парламентской комиссией, заседание которой транслировалось по телевидению. А газета "Дейли телеграф" объясняет поведение Хуна на комиссии тем, что он не захотел становиться козлом отпущения.
Однако не надо забывать, что значение "дела Келли" для Британии намного шире, чем судьба одного конкретного ученого. Смысл его в том, пытался ли премьер приукрасить правительственное досье по Ираку? Если да, то, значит, Блэр обманом втравил Британию в войну. Здесь очень надеются, что комиссия Хаттона добьется у премьера и ответа на этот вопрос.