08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

АЛЕКСАНДР ВЕДЕРНИКОВ: "ПЛОХОМУ ПЕВЦУ И СВЯЗКИ МЕШАЮТ"

Штраус Ольга
Статья «АЛЕКСАНДР ВЕДЕРНИКОВ: "ПЛОХОМУ ПЕВЦУ И СВЯЗКИ МЕШАЮТ"»
из номера 159 за 29 Августа 2003г.
Опубликовано 01:01 29 Августа 2003г.
В Кемерове при финансовой поддержке генерального спонсора - компании "Кузбассуголь" - открылся "Музыкальный салон". Культурный проект, учрежденный спонсором сибирского тура трудовской "Романсиады" - некоммерческим партнерством "Содействие культуре", собрал поклонников русской песни и романса в государственной филармонии Кузбасса. Среди гостей "Музыкального салона" оказался и прославленный бас, народный артист СССР Александр Ведерников. Многие из здешних слушателей помнят его голос двадцатилетней давности: именно тогда Большой театр последний раз был на гастролях в Кузбассе. Говорят, чтобы дать шефский концерт на шахтах, артистам порой приходилось подниматься в 6 утра. В Кемерове при финансовой поддержке генерального спонсора - компании "Кузбассуголь" - открылся "Музыкальный салон".

- Да? А я вот этого совершенно не помню, - разводит руками Александр Филиппович. - Хотя с шахтерским трудом знаком не понаслышке. Я ведь сам горняк: окончил Коркинский горный техникум (это на Южном Урале) по специальности "Разработка открытым способом". На разрезах, правда, поработать не довелось. Еще учась в техникуме, активно занимался в самодеятельности, потом поступил в Свердловское музыкальное училище, а в 1949 году - в Московскую консерваторию. Распределился в Ленинград, в Театр оперы и балета имени Кирова. А в 1957 году получил приглашение спеть партию Ивана Сусанина в Большом театре. Да так там и остался, пока в 1991 году не вышел на пенсию.
- Но в Большом вы и сейчас поете?
- Иногда. Вот прошлым летом там поставили "Бориса Годунова" прямо под открытым небом - у стен Святогорского монастыря, где похоронен Пушкин. Меня пригласили спеть партию Варлаама.
- Ваш сын Александр Александрович - главный дирижер Большого театра. Как сочетаются ваши семейные и деловые отношения?
- Когда-то мы записали с ним общий диск - романсы Мусоргского и Шостаковича. На этом, пожалуй, совместное творчество исчерпалось. У него сейчас своя музыкальная жизнь, у меня своя. Ну а дружба, как и должно быть у отца с сыном, само собой...
- Концертмейстер Лариса Гергиева как-то в интервью говорила, что голос совершенно определенным образом сказывается на характере человека. По ее мнению, все меццо - стервозны, тенора - истерики, а басы - тугодумы и флегматики. Что вы скажете об этом?
- О-о, очень уж сурово! Нет, конечно, не согласен. Хотя, знаете, более спокойное, основательное отношение к жизни басам, наверное, присуще. Но я вот в 1956 году на конкурсе Шумана спел его цикл "Любовь поэта", написанный для тенора. Спел басом! Взял первую премию и золотую медаль. Записал диск. Сейчас слушаю иногда - и сам удивляюсь, как удалось передать суть этой музыки. Именно историю любви.
- Партии героев-любовников, как правило, теноровые. Басам чаще достаются "отцы", "злодеи". Вас это никогда не огорчало?
- Нисколько!
- А какие женщины вам нравятся?
- Душевные, умные, красивые. Красота - на третьем месте среди достоинств. Главное - душа. С нынешней моей женой, Натальей Николаевной, мы прожили очень хорошую жизнь. Здесь и общие интересы - она тоже музыкант, декан органного факультета консерватории, - и общие увлечения. Много путешествовали, сплавлялись на лодках...
- Как, вы еще и турист? И никогда не боялись за свое горло, связки? А если простудитесь?
- Знаете, я никогда не соблюдал никакого специального режима. Все эти волнения по поводу застуженных связок возникают тогда, когда певец не владеет техникой, ремеслом. Тогда он "выезжает" за счет свежести голоса, как говорится, на своей природе. Но долго так не пропоешь. А если владеешь профессией, никакая простуда не страшна, и голос сохранишь до преклонных лет.
- Как вы относитесь к модной сейчас тенденции соединять классику и эстраду? Вот Николай Басков, например...
- Это, по-моему, невозможно соединить. Оперное пение и эстрада - они, так сказать, из разных сфер жизни. Поэтому здесь и разный подход требуется, разные характеры дарований. Сама техника пения, работа вокального аппарата солиста - все строится по-иному. Но я сейчас даже не о технике. Понимаете, эстрада относится к сфере развлечения. Опера задевает какие-то более глубокие слои духовной жизни. Я не говорю, что одно плохо, а другое хорошо. Иногда и на танцы человеку нужно сбегать, а иногда и о душе подумать.
- А вам приходилось когда-нибудь использовать свой уникальный бас помимо оперы или концертной эстрады?
-- Да сколько угодно! На пьянках-гулянках. На даче. Соседка по дачному кооперативу даже в правление жаловалась: мой сосед, говорит, пашет землю - поет, копает-сажает что-то - опять поет. С утра до вечера! Но ведь так испокон века велось. Работа наша и есть главное в жизни, правда? Раньше, когда нация была здоровей, мужик когда пел? За работой! Так все народные песни родились. Ну и мне не резон от старого обычая отходить.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников