11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ВАЛЕРИЙ ФОКИН: ИМПЕРАТОРСКИЙ - ЗНАЧИТ ПЕРВЫЙ

Слепышкова Екатерина
Опубликовано 01:01 29 Августа 2006г.
Программа праздника насыщенна. Утром заново отреставрированное здание, созданное по проекту гениального Росси, будет освящено Митрополитом Петербургским и Ладожским Владимиром по поручению и благословению Патриарха Московского и вся Руси Алексия. Чуть позже в Русском музее откроется выставка "Театр прославленных мастеров". А вечером в сверкающем позолотой зале состоится театральное представление, во время которого труппу будут приветствовать три театра: Большой, Малый и Мариинка.Накануне юбилея наш корреспондент встретилась с режиссером Валерием Фокиным, который возглавляет Александринку три года.

- Валерий Владимирович, из-за реставрационных работ труппа репетировала на разных площадках, ездила на гастроли. Это надо было пережить?
- Не только пережить, но и доказать, что мы живой, современный театр. Мы действительно очень много ездили по стране. Побывали в Екатеринбурге, Челябинске, Уфе. При этом ставили совершенно некоммерческие задачи, в отличие от некоторых коллективов, вывозящих на периферию три табуретки, стол и пытающихся по-быстрому "срубить капусту". Мы выезжали всем коллективом. Полностью. Анекдотический эпизод: в челябинской гостинице служащая, увидев наших маленьких актеров, сказала с уважением: "Вот это приехал настоящий театр, со своими карликами!" Смешно, конечно, но о чем-то говорит. Гастролировали мы и за рубежом: ездили в Южную Корею, в Финляндию, Польшу и Литву. В Варшаве на сцене Национального театра играли "Двойника" Достоевского, и нам аплодировала театральная элита, в том числе Анджей Вайда. Наша поездка в Вильнюс стала событием, потому что эта была первая встреча литовской публики с Александринским театром после полувекового перерыва.
- Как вы оцениваете произошедшие в театре перемены?
- Реставрационные работы закончены, и творение великого Росси простоит еще 200 лет. При поддержке губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко у нас появилось новое административное здание, а за счет освободившейся площади в Александринке создан стационарный музей, где можно будет проводить экскурсии, не мешая репетициям. Наш основной зал после реставрации обрел былую красоту, сценическое оборудование полностью заменено, и на данный момент наша сцена является одной из самых оснащенных в Европе. Также я надеюсь, что, несмотря на все бюрократические проволочки, мы все же начнем строительство новой сцены. Это будет уникальный по своей технической оснащенности зал на 250 мест.
- Насколько я знаю, перемены коснулись не только здания театра.
- Да, театр сдвинулся с мертвой точки, образно выражаясь, мы перестали дрейфовать. Ведь Александринский театр - это огромный линкор, который идет своим курсом, несмотря на снующие вокруг парусные суда и моторные лодки. И он нуждается в постоянном усовершенствовании. Для меня очень важно, что начата работа по реорганизации труппы, которая будет поделена на постоянный и переменный состав, естественно, с разными окладами. Если кто-то из актеров докажет, что он творчески вырос, то всегда может из переменного состава перейти в основной. Это стало возможным благодаря системе грантов, которые мы получили от государства. Многие театры, на мой взгляд, поступили неверно, раздав деньги по принципу "всем сестрам по серьгам".
- Как вы считаете, сегодня государство, вкладывая деньги в развитие театра, вправе его контролировать?
- Художники должны обладать самоцензурой. Но вот цензура на государственном уровне безумно вредна, я убежден в этом. Прекрасно помню, какой это был кошмар, когда один мой спектакль принимали восемь раз. Восемь раз приходила комиссия из Министерства культуры, и играли при пустом зале. Все это я проходил, и не дай бог вернуться к этому. Государство должно создавать условия для творческого роста коллективов. Другое дело, что оно не может помогать всем. А театров средненьких у нас немало и в Москве, и в Петербурге, и в провинции. Мы себя называем театральной державой, но хотелось бы, чтобы мы гордились не только количеством, но и качеством. Именно для этого и должна быть проведена театральная реформа. Тут пока дело так и не сдвинулось с мертвой точки. Но то, что произошло с Александринкой за три года, подтверждает: при большом желании можно сделать очень многое. Как я уже сказал, театр перестал дрейфовать. Он двинулся вперед.
- И в каком направлении?
- К национальным истокам русской сцены. Все, что делается сейчас в театре, направлено на качественный результат, на обретение достойного репертуара, главным образом классического. Выбрав этот путь, мы бережно собираем лучше, что есть в традициях российского театра. Это наш путь. Наш формат, как нынче модно говорить.
- Что в творческих планах театра?
- Наши зрители скоро увидят новую постановку Андрея Могучего "Живой труп", на которую возлагаются большие надежды. Еще в этом сезоне предстоят две громкие премьеры: "Эдип-царь" Софокла в постановке видного греческого режиссера Теодороса Терзопулоса и чеховская "Чайка" в интерпретации крупнейшего польского режиссера Кристиана Люпа.
- 15 сентября открывается новый Международный театральный фестиваль "Александринский". Вы считаете, он необходим городу, где и без того полным-полно фестивалей?
- Я считаю, что Александринский театр как главная национальная сцена должен приглашать в Санкт-Петербург лучшие спектакли национальных театров мира. Именно по этой причине мы организовали фестиваль. Сегодня национальные сцены в Европе обеспокоены одним вопросом: что дальше? Оставаться ли музеем и сохранять традиции, или как-то меняться? С одной стороны, национальная сцена - квинтэссенция театральной культуры, а с другой - новые вливания необходимы. Приглашая на наш фестиваль такие театры, как Пикколо, Финский национальный театр, Театр Народовы, Малый театр, мы рассчитываем общими усилиями приблизиться к ответам на эти вопросы.
- Какие чувства в преддверии юбилея?
- Мы завершаем один этап, и тут же начинается другой. Будут новые премьеры, фестивали. Я не могу поставить точку. После 30 августа работа продолжится.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников