Пятидневка возвращается в школу

Как Москва меняет систему образования

О том, какие изменения произошли в столичных школах за последние три года и какие новшества появятся в этом году, шла речь на общегородском открытом педсовете.

В Москве прошло одно из самых масштабных мероприятий в сфере образования — ежегодный августовский педсовет. В этом году в нем участвовало почти 5 тысяч человек — преподавателей школ, вузов, представителей власти. Еще 100 тысяч человек наблюдали за мероприятием по видеотрансляции в интернете.

Большой интерес к событию объясняется просто: в столице идут серьезные перемены в сфере образования. Впереди — новый учебный год. Что ждет в нем учеников и преподавателей? Ответ на этот вопрос дал мэр Сергей Собянин. На открытии педсовета он высказал свое мнение об изменениях последних лет и поделился планами города на будущее.

Вузы завидуют школам

Мэр сразу заметил, что цель — сделать систему образования в столице не только передовой в России, но одной из лучших в мире. Главным подспорьем в этом он видит совместную работу педагогов, родителей, власти. Такая работа, к слову, идет уже три года. И начиналось все непросто.

«Были абсолютно разные мнения: многие считали, что московское образование замечательно и прекрасно и менять в нем ничего не нужно, другие, наоборот, требовали радикальных перемен, — вспомнил споры трехлетней давности градоначальник. — В итоге мы пошли по среднему пути: последовательно и системно улучшали работу наших школ, всей системы образования Москвы. Начинали с изменения системы финансирования школ, оплаты труда учителей, улучшения материальной базы, вводили системы электронного обучения».

Одним из ярких примеров технического обновления мэр считает рекордное — более 160 тысяч — количество компьютеров в московских школах.

«По этому показателю, думаю, мы занимаем первое место в мире, — отметил Сергей Собянин. — Это, конечно, дает дополнительные возможности для работы московского образования».

Другой результат — заметно выросли доходы учителей. Средняя зарплата в школах, по словам мэра, приблизилась к 70 тысячам рублей, из-за чего «многие преподаватели высших учебных заведений уже завидуют московским школам».

Важные изменения произошли в системе самоуправления московских школ.

«Мы создали советы, в которые вошли и преподаватели, и учащиеся, и родители, — сказал мэр. — В итоге появилась новая система общественного контроля, а также взаимодействия педагогических коллективов с учащимися и родителями, выработки совместной стратегии развития конкретных образовательных учреждений».

Отметил глава города и серьезный контроль за работой системы со стороны департамента образования Москвы. Похвалил структуру за серьезное кадровое усиление школ, когда многие считали, что прежних директоров менять совсем не обязательно.

«За три года сменились десятки руководителей школ, что дало импульс к приходу новых людей в систему образования с сохранением лучших педагогических кадров, которые были в Москве», — рассказал Собянин.

Среди важных результатов он отметил изменения и в количестве школ: «Вместо 3,5 тысячи разрозненных образовательных учреждений создано около тысячи крупных современных образовательных комплексов».

О том, правильными были такие изменения или нет, мэр предложил судить по результатам прошедшего учебного года. Например, по количеству победителей Всероссийской олимпиады школьников, «где сложно что-либо подтасовать или подделать». Число победителей по сравнению даже с урожайным предыдущим годом увеличилось ровно в два раза. Причем москвичи составили треть всех победителей всероссийских олимпиад!

«Количество сильных школ, которые дают хорошее, добротное образование, в Москве увеличилось в разы, — отметил Собянин. — Если мы в начале пути имели несколько десятков первоклассных учебных учреждений, несколько десятков хороших и огромное количество посредственных, то сегодня больше половины находится на очень высоком уровне. Среди топ-500 российских школ 89 — московские. Думаю, с учетом тех преобразований, которые мы проведем в ближайшее время, это число увеличится еще больше. Но мы не гонимся за цифрами, не натаскиваем специально наши школы и не работаем над рейтингами. Потенциал московских школ показывает уровень подготовки наших учеников».

В завершение своего приветствия Сергей Собянин напомнил еще об одном важном событии, которое ждет москвичей в сентябре. «Нам предстоит на пять лет избирать Московскую городскую думу в составе 45 человек, это самый большой состав за последние годы, — отметил градоначальник. — И, конечно, для системы образования и для всего города чрезвычайно важно, какой качественный состав будет в этой Московской городской думе, насколько он будет понимать, знать и чувствовать проблемы московского образования. Насколько он будет умело решать те проблемы, которые стоят перед городом и перед вами. Поэтому я прошу вас проявить активную гражданскую позицию, прийти на выборы и отдать голоса за лучших кандидатов».

Управлять по-новому

О результатах изменений и эффективности новой системы самоуправления в школах рассказал директор Московского института развития образования Антон Молев.

По его словам, столичные школы переживают масштабную трансформацию. Но основной этап пройден. Это изменение системы финансирования, оплаты труда, формирование крупных образовательных многопрофильных центров. Появились и принципиально новые организационно-управленческие инструменты. Резко вырос уровень свободы школ, самостоятельности при принятии решений.

Повысилась и прозрачность: в школах появились электронные журналы и дневники, на официальных сайтах — полные отчеты о работе образовательных учреждений. Острые вопросы образования теперь обсуждаются на еженедельном видеоселекторе, который смотрят не только директора и учителя, но и родители с учениками в Москве, регионах и даже за рубежом.

Активно участвуют родители и в работе управляющих советов, которые созданы при каждой школе. «Но не нужно путать их с традиционным, привычным родительским комитетом, здесь есть ключевые отличия, — заметил Антон Молев. — В школах, где управляющие советы в полном объеме осознают и выполняют свое предназначение, мы можем наблюдать позитивное и качественное решение всех поставленных задач».

По словам эксперта, для стандартизации деятельности управляющих советов в Москве была создана некоммерческая организация «Доверие. Партнерство. Право». Ее учредителями стали три московские школы с богатым опытом эффективного общественного управления.

«Вынесенные в название организации три слова „Доверие. Партнерство. Право“ мне представляются весьма точными, они определяют основные параметры стандарта, который планируется выработать», — отметил Антон Молев. Он также добавил, что основным условием эффективного и продуктивного сотрудничества школы и родительской общественности выступает взаимное доверие, основанное на равноправных партнерских отношениях.

По словам Молева (он также является руководителем новой структуры), основная задача организации — создание полного пакета базовых и типовых нормативно-правовых документов, которые смогут регулировать деятельность управляющих советов.

«Уже сейчас мы можем наблюдать среди активных членов и среди председателей советов школ города Москвы людей, обладающих серьезным социальным опытом, авторитетом среди москвичей, — сказал эксперт. — Совершенно убежден, что эта тенденция должна получить свое активное развитие. Только сильная, самостоятельная, ответственная школа, открытая партнерским отношениям, предъявляющая обществу участие в управлении, может с уверенностью рассчитывать на активное взаимное доверие и уважение со стороны общества».