03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ИЗ ДЕБРЕЙ СЫРЬЕВОЙ ДЕРЖАВЫ

Юдина Людмила
Опубликовано 01:01 29 Сентября 2000г.
В Москве прошел десятый международный конгресс "Новые высокие технологии для газовой, нефтяной промышленности, энергетики и связи", традиционно организованный академией технологических наук (АТН) Российской Федерации. В нем принимали участие около 800 ученых и специалистов из 20 стран мира. Рассказать о целях и задачах, а также подвести итоги представительного форума мы попросили президента АТН РФ Владимира АЛФЕЕВА.

- Главная цель конгрессов, - отметил, - определена еще десять лет назад, когда ученые-практики совместно с лидерами промышленных технологий стали разрабатывать стратегию экономического развития России. Это было время, когда наша страна начала быстро сдавать позиции во всех отраслях народного хозяйства и скатываться в сторону исключительно сырьевой державы. В отличие от некоторых политиков и экономистов мы понимаем, что без внедрения высоких технологий в базовые отрасли экономики, и прежде всего в ресурсные, ни о какой экономической стабилизации в стране не может быть и речи. А между тем в XXI веке Россия во что бы то ни стало должна вписаться в общемировую экономическую и технологическую систему, иначе окажется безнадежно отсталой. Хорошо, что это понимает президент Владимир Путин, приславший нам свое приветствие, в котором отмечается, что мы должны строить не сырьевую экономику, а экономику науки и высоких технологий.
Между прочим, такие конгрессы - единственные в мире, где собираются для обсуждения общих вопросов нефтяники, газовики, оборонщики, связисты, банкиры, энергетики и государственные деятели.
- Поясните, пожалуйста.
- Нынешние крупнейшие проекты - это не планы каких-то отдельных компаний. Они выходят далеко за их рамки, становясь общероссийскими и более того - межгосударственными. Эти проекты определяют не только перспективы энергетики, но и развитие всех отраслей народного хозяйства, и качество уровня жизни населения. К сожалению, об этом еще очень мало говорится в средствах массовой информации.
Мы выделили несколько групп наиболее важных проектов. Прежде всего газотранспортные. Среди них - "Ямал - Европа" и "Голубой поток", близкие к завершению. Они открывают нам огромные перспективы. Газопроводы большого диаметра (а в магистральной трубе может спокойно поместиться легковой автомобиль) идут параллельно газотранспортной системе России. Таким образом, мы получаем дополнительные коридоры, а вместе с ними - дополнительные возможности. Другие проекты только начинают раскручиваться. Это "Северный маршрут", "Ковыктинский" (газопровод Россия - Китай), "Южный Парс" в Иране. Само собой, во всех них заложены новейшие технологические решения, потому что стандартные технологии не позволяют выполнить задуманное.
И в этом случае нельзя обойтись без наших оборонных предприятий. Сейчас в оборонке наконец-то ощущается оживление. Пока мы еще вынуждены покупать различные виды оборудования за границей. А это - миллиарды долларов ежегодно. Но ситуация меняется, и 40 тысяч рабочих мест на оборонных предприятиях страны, созданных благодаря заказам Газпрома, уже начинают давать отдачу.
- А как обстоят дела в нефтяной отрасли?
- Здесь ситуация сложнее. Нефтянка больше всего пострадала от реформирования экономики. И вот результат. Сравните: если протяженность газовых магистральных трубопроводов за пять последних лет выросла со 128 тысяч километров до 150, то нефтепроводы составляют всего 48 тысяч километров, и то до конца не используются. А это - страшно, потому что трубы должны быть полны нефтью, как кровеносная система организма - кровью.
Раздробленность нефтяного рынка оборачивается бедой для всей отрасли. Как-то я прочитал интервью Маши Распутиной, где она похвалилась, что ее мужик владеет одной скважиной и этого вполне хватает для безбедной жизни. А в России 20 тысяч таких скважин. Это несколько тысяч мужиков, которые добывают нефть по одной себестоимости и неизвестно что с ней делают, но когда она доходит до нефтяной трубы, то цена возрастает не в 1,5-2 раза, как везде в мире, а в десятки раз. Хорошо еще, что у нас есть такие крупные компании как "ЛУКОЙЛ", "Роснефть", "Татнефть", "Башнефть", иначе положение было бы еще более плачевное. Но и в нефтяной отрасли появились позитивные сдвиги. Близок к завершению серьезнейший проект "Каспийский трубопроводный консорциум", в котором участвуют не только нефтяники, но и газовики (Газпром). Значение проекта состоит в том, что мы полноценно выходим на внешний рынок не только с газом, но и с нефтью.
- А надо ли это, когда внутренний нефтяной рынок нередко испытывает дефицит продукции?
- Вы знаете, король автомобилестроения Джеральд Форд как-то сказал: "Все, что может быть куплено, должно быть продано". Это мудрая мысль. Потому что товар, который в данный момент пользуется спросом и за него дают хорошие деньги, действительно необходимо продать, вложив полученные средства в экономику, в развитие науки, в повышение уровня жизни...
Но вернемся к конгрессу. Компания "Транснефть" сумела пробить мощный проект под названием "Балтийская трубопроводная система" (БТС). А наряду с этим Газпром совместно с "Винтерсхаллом" обустраивает арктическое месторождение "Приразломное", нефть которого вольется в общую трубопроводную систему. Кстати, "Приразломное" расположено как раз там, где затонула подводная лодка "Курск". Ситуация, сами понимаете, непростая в глазах наших партнеров. Но немецкие коллеги тем не менее решили продолжить работу?
- Какие еще вопросы рассматривались на конгрессе?
- Для нас сегодня наиболее важная задача - повышение эффективности использования природных ресурсов. Речь идет о том, чтобы прямо у скважины строить производства по разделению углеводородов на фракции, "вытаскивать" полезные элементы, а не сжигать их бездумно в топках котлов. Вот тюменские специалисты подготовили ряд блестящих докладов по литью и стыковке полиэтиленовых труб. Вся Россия уже знает, что трубопроводные системы, построенные в стране более 30 лет назад, отживают свой срок. Заменять их надо трубами, изготовленными из более надежных, коррозийностойких материалов. Так вот в Тюмени освоили технологию изготовления таких труб. Но дело в том, что капсулы для их производства они закупают за границей на валюту. И это при том, что по территории области проходит мощнейший магистральный газопровод. Основным элементом природного газа является метан. А очищенный метан можно превращать в этилен и использовать его для производства полиэтиленовых труб. Так нет же, метан мы сжигаем на станциях, потому что это самый дешевый вид топлива...
- Кстати, о ценовой политике шла речь на конгрессе?
- Да, конечно. Одна из шести секций конгресса занималась как раз системой ценообразования. Есть очень разумные предложения по ее совершенствованию. Надо понимать, что от цены на топливо во многом зависит топливно-энергетический баланс государства. Ни в одной стране газ не используют так расточительно, как у нас. К началу нового века газ в энергетике Европы составляет 21 процент, в Китае - 8 процентов, в России - 51. Топим ассигнациями. Но и этот вопрос в конце концов будет решен разумно.
- Подведены итоги конгресса. А что будет на следующем, который состоится в Салехарде?
- В ходе минувшего форума определен круг проблем, которые предстоит отработать в следующем году. Но можно сказать, что уже сейчас мы знакомы с рядом интереснейших идей, фантастических решений, которые предстоит нам вместе реализовывать.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников