18 октября 2017г.
МОСКВА 
8...10°C
ПРОБКИ
7
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 57.27   € 67.36
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ИЗ ДЕБРЕЙ СЫРЬЕВОЙ ДЕРЖАВЫ

Юдина Людмила
Опубликовано 01:01 29 Сентября 2000г.
В Москве прошел десятый международный конгресс "Новые высокие технологии для газовой, нефтяной промышленности, энергетики и связи", традиционно организованный академией технологических наук (АТН) Российской Федерации. В нем принимали участие около 800 ученых и специалистов из 20 стран мира. Рассказать о целях и задачах, а также подвести итоги представительного форума мы попросили президента АТН РФ Владимира АЛФЕЕВА.

- Главная цель конгрессов, - отметил, - определена еще десять лет назад, когда ученые-практики совместно с лидерами промышленных технологий стали разрабатывать стратегию экономического развития России. Это было время, когда наша страна начала быстро сдавать позиции во всех отраслях народного хозяйства и скатываться в сторону исключительно сырьевой державы. В отличие от некоторых политиков и экономистов мы понимаем, что без внедрения высоких технологий в базовые отрасли экономики, и прежде всего в ресурсные, ни о какой экономической стабилизации в стране не может быть и речи. А между тем в XXI веке Россия во что бы то ни стало должна вписаться в общемировую экономическую и технологическую систему, иначе окажется безнадежно отсталой. Хорошо, что это понимает президент Владимир Путин, приславший нам свое приветствие, в котором отмечается, что мы должны строить не сырьевую экономику, а экономику науки и высоких технологий.
Между прочим, такие конгрессы - единственные в мире, где собираются для обсуждения общих вопросов нефтяники, газовики, оборонщики, связисты, банкиры, энергетики и государственные деятели.
- Поясните, пожалуйста.
- Нынешние крупнейшие проекты - это не планы каких-то отдельных компаний. Они выходят далеко за их рамки, становясь общероссийскими и более того - межгосударственными. Эти проекты определяют не только перспективы энергетики, но и развитие всех отраслей народного хозяйства, и качество уровня жизни населения. К сожалению, об этом еще очень мало говорится в средствах массовой информации.
Мы выделили несколько групп наиболее важных проектов. Прежде всего газотранспортные. Среди них - "Ямал - Европа" и "Голубой поток", близкие к завершению. Они открывают нам огромные перспективы. Газопроводы большого диаметра (а в магистральной трубе может спокойно поместиться легковой автомобиль) идут параллельно газотранспортной системе России. Таким образом, мы получаем дополнительные коридоры, а вместе с ними - дополнительные возможности. Другие проекты только начинают раскручиваться. Это "Северный маршрут", "Ковыктинский" (газопровод Россия - Китай), "Южный Парс" в Иране. Само собой, во всех них заложены новейшие технологические решения, потому что стандартные технологии не позволяют выполнить задуманное.
И в этом случае нельзя обойтись без наших оборонных предприятий. Сейчас в оборонке наконец-то ощущается оживление. Пока мы еще вынуждены покупать различные виды оборудования за границей. А это - миллиарды долларов ежегодно. Но ситуация меняется, и 40 тысяч рабочих мест на оборонных предприятиях страны, созданных благодаря заказам Газпрома, уже начинают давать отдачу.
- А как обстоят дела в нефтяной отрасли?
- Здесь ситуация сложнее. Нефтянка больше всего пострадала от реформирования экономики. И вот результат. Сравните: если протяженность газовых магистральных трубопроводов за пять последних лет выросла со 128 тысяч километров до 150, то нефтепроводы составляют всего 48 тысяч километров, и то до конца не используются. А это - страшно, потому что трубы должны быть полны нефтью, как кровеносная система организма - кровью.
Раздробленность нефтяного рынка оборачивается бедой для всей отрасли. Как-то я прочитал интервью Маши Распутиной, где она похвалилась, что ее мужик владеет одной скважиной и этого вполне хватает для безбедной жизни. А в России 20 тысяч таких скважин. Это несколько тысяч мужиков, которые добывают нефть по одной себестоимости и неизвестно что с ней делают, но когда она доходит до нефтяной трубы, то цена возрастает не в 1,5-2 раза, как везде в мире, а в десятки раз. Хорошо еще, что у нас есть такие крупные компании как "ЛУКОЙЛ", "Роснефть", "Татнефть", "Башнефть", иначе положение было бы еще более плачевное. Но и в нефтяной отрасли появились позитивные сдвиги. Близок к завершению серьезнейший проект "Каспийский трубопроводный консорциум", в котором участвуют не только нефтяники, но и газовики (Газпром). Значение проекта состоит в том, что мы полноценно выходим на внешний рынок не только с газом, но и с нефтью.
- А надо ли это, когда внутренний нефтяной рынок нередко испытывает дефицит продукции?
- Вы знаете, король автомобилестроения Джеральд Форд как-то сказал: "Все, что может быть куплено, должно быть продано". Это мудрая мысль. Потому что товар, который в данный момент пользуется спросом и за него дают хорошие деньги, действительно необходимо продать, вложив полученные средства в экономику, в развитие науки, в повышение уровня жизни...
Но вернемся к конгрессу. Компания "Транснефть" сумела пробить мощный проект под названием "Балтийская трубопроводная система" (БТС). А наряду с этим Газпром совместно с "Винтерсхаллом" обустраивает арктическое месторождение "Приразломное", нефть которого вольется в общую трубопроводную систему. Кстати, "Приразломное" расположено как раз там, где затонула подводная лодка "Курск". Ситуация, сами понимаете, непростая в глазах наших партнеров. Но немецкие коллеги тем не менее решили продолжить работу?
- Какие еще вопросы рассматривались на конгрессе?
- Для нас сегодня наиболее важная задача - повышение эффективности использования природных ресурсов. Речь идет о том, чтобы прямо у скважины строить производства по разделению углеводородов на фракции, "вытаскивать" полезные элементы, а не сжигать их бездумно в топках котлов. Вот тюменские специалисты подготовили ряд блестящих докладов по литью и стыковке полиэтиленовых труб. Вся Россия уже знает, что трубопроводные системы, построенные в стране более 30 лет назад, отживают свой срок. Заменять их надо трубами, изготовленными из более надежных, коррозийностойких материалов. Так вот в Тюмени освоили технологию изготовления таких труб. Но дело в том, что капсулы для их производства они закупают за границей на валюту. И это при том, что по территории области проходит мощнейший магистральный газопровод. Основным элементом природного газа является метан. А очищенный метан можно превращать в этилен и использовать его для производства полиэтиленовых труб. Так нет же, метан мы сжигаем на станциях, потому что это самый дешевый вид топлива...
- Кстати, о ценовой политике шла речь на конгрессе?
- Да, конечно. Одна из шести секций конгресса занималась как раз системой ценообразования. Есть очень разумные предложения по ее совершенствованию. Надо понимать, что от цены на топливо во многом зависит топливно-энергетический баланс государства. Ни в одной стране газ не используют так расточительно, как у нас. К началу нового века газ в энергетике Европы составляет 21 процент, в Китае - 8 процентов, в России - 51. Топим ассигнациями. Но и этот вопрос в конце концов будет решен разумно.
- Подведены итоги конгресса. А что будет на следующем, который состоится в Салехарде?
- В ходе минувшего форума определен круг проблем, которые предстоит отработать в следующем году. Но можно сказать, что уже сейчас мы знакомы с рядом интереснейших идей, фантастических решений, которые предстоит нам вместе реализовывать.


Loading...

Почему лидер Каталонии отложил провозглашение независимости от Испании?
ЭКСТРЕННЫЙ СБОР НА ПРОТИВОРЕЦЕДИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ НЕЙРОБЛАСТОМЫ IV СТЕПЕНИ, ВЫСОКОЙ ГРУППЫ РИСКА!!! Мишаева Ксюша, 2.5г.