ОХОТА ПУЩЕ РЫБАЛКИ

Питерский режиссер Александр Рогожкин, не оставляющий надежду постичь "до дна" загадочную русскую душу, снял очередные приключения егеря Кузьмича со товарищи. В новом фильме под названием "Особенности национальной охоты в зимний период" (премьера состоялась в кинотеатре "Пушкинский") все они вновь собираются на далеком кордоне, чтобы предаться традиционным народным забавам: попариться в баньке, поохотиться на кабанов да тетеревов, ну и, разумеется, вдоволь попить водки.

В бесконечных попойках по-прежнему участвует тесная компания из предыдущих картин Рогожкина: задумчивый хозяин кордона Кузьмич (Виктор Бычков), харизматический генерал Иволгин (Алексей Булдаков), непоседливый Лева Соловейчик (Семен Стругачев) и беззаветный милиционер Семенов (Сергей Гусинский). На этот раз к ним примкнуло несколько новых персонажей - чиновников из охотнадзора и Министерства экологии, приехавших к Кузьмичу с контролем. Для разнообразия режиссер впервые разбавил сугубо мужской коллектив героиней по фамилии Маслюк (Ирина Основина). Но это дела никак не меняет: строгая чиновница, поначалу сдерживающая намерения своего робкого помощника по части спиртного, после первого же похода в лес и сама оказалась выпить не дура.
Напомню, что в первой картине речь шла об охоте в осенний период, во второй - о рыбалке в Финском заливе с заходом в нейтральные воды. Теперь же рогожкинские рыбаки-охотники встретились зимой. Надо сказать, с тех пор мало что переменилось, разве только время года. Да еще Кузьмич сделался писателем. Поэтому в новом фильме вместо наивного финского студента из прежних лент, так и не сумевшего разобраться в причудах русского характера, появляется какой-то древний китаец, тоже охотник, из провинции Фуцзян. Это о нем Кузьмич пишет свою книгу, основательно осмысливая "национальные особенности", над которыми долго ломал голову наивный финский парень. Виртуальный китаец то и дело материализуется на экране, совершая долгие переходы по заснеженным российским просторам. А в финале он и вовсе рискнул сесть за стол с Кузьмичом, решившись попробовать русской водки. Таким образом "в пору наступления мудрости" понял он одну простую истину: "в охоте важна не сама добыча, а единение людей". Впрочем, вряд ли для этого стоило тиражировать замысел. Все и так было ясно уже в первой картине, заслуженно ставшей кинохитом.
Но и там, если вспомнить, было немало такого, что вызывало тягостное чувство неловкости. Набор избитых гэгов и сортирный юмор, который наши кинематографисты отчего-то любят выдавать за народный, даже и в такой подаче не спасают положение. Когда нечего сказать, то гнетущую атмосферу пустоты стараются разрядить анекдотами. В своем новом фильме Рогожкин пошел по этому сомнительному пути. Анекдотические ситуации вроде эпизодов с железной кружкой, прилипшей на морозе к губам одного из охотников, с полетом Левы Соловейчика на воздушных шарах, сильно смахивающим на известную историю с вообразившим себя тучкой Винни-Пухом, или совместным купанием героев с дамой-чиновницей в огромной деревянной кадке, подаренной Кузьмичу японцами, - художественными открытиями не назовешь. Подобных эпизодов в картине более чем достаточно. Кому-то они наверняка могут показаться забавными, если учесть, что у фильмов Рогожкина есть немало поклонников.
Эта картина вообще распадается на эпизоды, о качестве которых каждый способен судить в меру собственных вкусов и эстетических пристрастий. На мой же вкус - не смешно. На весь фильм удачными вышли две-три сцены, связанные с кузьмичевским "садом камней", несколько веселых фраз от генерала Иволгина да странный пес Кузьмича, еще не удостоившийся клички. "Как зовут собачку?" - обязательно спросит очередной гость, непременно сбитый с ног лихой псиной. "Свистом", - одинаково для всех звучит ответ хозяина. Забавное впечатление оставляет эпизод, когда охотники пытаются выйти на оленя, подзывая его с помощью грузинского рога, пригодного разве что для вина, которое они успешно заменяют напитком покрепче.
Надо сказать, что фильм "Особенности национальной охоты в зимний период" справедливо было бы рассматривать как "пилот" к сериалу, который ОРТ собиралось сделать по мотивам рогожкинских картин. Видимо, поэтому сюжет распадается на эпизоды, история никак не складывается в единое целое. И хотя руководство ОРТ (продюсеры картины - Константин Эрнст и Анатолий Максимов) решило пока отказаться от сериала и сделать из "пилота" художественный фильм, его качество оставляет желать лучшего. Может, для телевидения он и годился бы, но до большого экрана явно не дотягивает. Что же касается сериала, то, как известно, намерение ОРТ не нашло поддержки у самого режиссера, похоже, уже исчерпавшего тему "национальных особенностей". Но кто знает? Ведь в запасе остается еще два неиспользованных времени года - весна и лето.