09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-2...-4°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.39   € 68.25
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

"АТТЕСТАТ ЗРЕЛОСТИ" ДЛЯ ГОССОВЕТА

Зарипов Равиль
Статья «"АТТЕСТАТ ЗРЕЛОСТИ" ДЛЯ ГОССОВЕТА»
из номера 180 за 01 Октября 2001г.
Опубликовано 01:01 29 Сентября 2001г.

На следующей неделе правительство "усядется за школьные парты". Уже сам по себе этот факт

На следующей неделе правительство "усядется за школьные парты". Уже сам по себе этот факт примечателен, поскольку складывается интересная практика. Госсовет, посвященный решению проблем образования, заседал накануне Дня знаний. Теперь, накануне Дня учителя, 4 октября, состоится заседание кабинета министров, на котором будет рассмотрена концепция модернизации образования. Она должна быть откорректирована с учетом замечаний и дополнений, прозвучавших на "кремлевском педсовете". На этом настаивал президент.
До сих пор бытовало мнение о том, что существуют два документа, в которых по-разному отражается видение перспектив развития отечественной школы. Однако это не так. Обе программы - и разработанная в недрах правительства, и та, что была создана рабочей группой Госсовета, - в принципе едины по своему содержанию. Каких-либо противоречий в их положениях не наблюдается. Правда, госсоветовская концепция по некоторым позициям выглядит более "продвинутой". Вместе с тем правительственная программа по своему статусу считается основной. И если августовское совещание в Кремле напоминало известную присказку: "первый раз в первый класс", то предстоящее заседание кабинета министров станет неким экзаменом уже на получение "аттестата зрелости" - для Госсовета. Дело в том, что этот орган является не более чем совещательным и его рекомендации правительство может и проигнорировать. Как это случилось, например, при рассмотрении концепции реформирования электроэнергетики. Если же 4 октября кабинет примет предложения рабочей группы и внесет их в свою программу, можно с уверенностью говорить о состоятельности и влиятельности Госсовета. Если же этого не произойдет, то этот орган так и останется лишь "тусовкой" губернаторов.
Меры, предусматриваемые программой модернизации образования, затронут интересы около 40 миллионов учащихся и преподавателей. По словам вице-премьера Валентины Матвиенко, на реализацию предполагаемой программы до 2005 года намечено израсходовать 56 млрд. рублей. Из них 16 млрд. рублей будут изысканы из федеральных источников. Кроме того, предусматривается широкое привлечение к финансированию программы внебюджетных средств и средств субъектов Федерации. Показательно, что в проекте консолидированного бюджета 2002 года расходы на образование впервые превышают расходы на оборону и возросли по сравнению с 2001 годом на 64 процента.
Никто на "кремлевском педсовете" не выступил в открытую против предлагаемых мер. Но, возвращаясь в свои кабинеты, министры и губернаторы думают по-другому. Уже сейчас понятно, что предстоящее заседание правительства не будет простой формальностью по легализации документов Госсовета. В программу модернизации нацелено несколько разрушающих "торпед".
До сих пор не снят главный вопрос, от решения которого будет зависеть развитие общего среднего образования, охватывающего 23 миллиона человек. Прозвучал тезис: "Вернуть школе ее государственный статус". То есть поднять статус учебных заведений с муниципального на уровень субъектов Федерации. Казалось бы, такая мера ни у кого не вызывает сомнения. Но к этому весьма осторожно подошел президент, ратующий за возвращение образования "в лоно государства". По его мнению, сложности возникают при правовом обеспечении этого процесса.
Решение ключевого пункта модернизации, по мнению Министерства финансов, потребует внесения изменений в Бюджетный кодекс, а Минфин категорически против этого. Минфину вторит Минфедерации. Там считают, что передача школ с муниципального уровня подорвет основы местного самоуправления.
Другой "камень преткновения" - прозвучавшие на Госсовете слова об изменении статуса педагога. Кажется, сегодня уже всем ясно, что никакие реформы не пойдут, пока учителя будут влачить нищенское существование. Поэтому модернизация образования должна начаться с повышения социального статуса педагогического работника. Речь идет не только о прибавке к зарплате, но и о выделении средств на строительство жилья, пенсионные вопросы. Первые шаги в этом направлении подразумевают увеличение зарплаты учителям на 60-80 процентов в 2002 году. Но предложенный на обсуждение документ не устраивает Минфин, который заинтересован в экономии бюджетных средств. Не случайно из плана действий правительства стараниями этого министерства до сих пор постоянно вычеркивались позиции, связанные с социальным статусом педагога. Губернаторы также, оказывается, не готовы повышать зарплату учителям.
В такой ситуации остается надеяться только на политическую волю президента.
Если за "кремлевским педсоветом" не последует постановление правительства, начавшаяся модернизация на этом и закончится.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников