11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

МАЛЕНЬКИЙ БОЛЬШОЙ ТЕАТР

Бирюков Сергей
Опубликовано 01:01 29 Сентября 2005г.
Хотите попасть на оперу Верди "Аида", где дирижирует сам Артуро Тосканини? Нет, не в кино, а на живой спектакль? Вы скажете - невозможно, ведь великого маэстро почти полвека нет на свете. И ошибетесь. Потому что в кукольном театре - по определению театре сказочном - возможно все.

В Италии - на родине оперы и марионеток - эти два искусства издавна соединялись. Но в старину за кукол пели живые актеры, которые, увы, редко обладали вокальными данными солистов "Ла Скала". А сегодня есть возможность озвучить постановку самой лучшей записью - что и сделал режиссер Эудженио Монти-Колла из миланского театра "Карло Колла и сыновья". Этот коллектив приехал на днях в Москву и показал в рамках "Итальянского сезона в России" одну из своих работ - ту самую "Аиду". Постановщик с гордостью говорит, что в создании спектакля некогда, лет 20 назад, принял участие сам Джорджо Стрелер. Правда, великий режиссер взялся обеспечить только свет и мизансцены. Научить же кукол двигаться, сказал он тогда, могут только сами кукольники.
Иллюзия потрясающая: ты забываешь, что сидишь в небольшом зале (помещение предоставил Центр Галины Вишневской). Перед тобой - сцена с роскошными декорациями, десятки персонажей в великолепных костюмах. Фигуры столь выразительны, что воспринимаешь их как живых людей, а открывающееся пространство кажется огромным: пирамиды, корабль на Ниле, древний город Мемфис под таинственным лунным светом, гигантский храм с рядами уходящих вглубь колонн... Что ж, оно и логично: когда "большие" театры увлекаются модерновыми переделками классики, куклам самое время заполнить пробел и представить шедевр в его академическом виде. Ну а когда в монументальной сцене победного парада египетского войска загарцевали лошади, зашагали слоны и верблюды, зал взорвался аплодисментами.
Конечно, 3,5-часовую оперу пришлось "поджать", уложив спектакль в два часа. Ведь постановка рассчитана и на взрослых, и на детей. И так-то 4-5-леткам трудно усидеть без верчения и постоянных вопросов вроде: мам, почему тетя черная (Аида, как известно, - эфиопская царевна), или - луна сама двигается или ее дяденька за ниточку дергает?.. В самом Милане, как сказал мне после спектакля режиссер Эудженио Монти-Колла, на "Аиду" пускают детей не младше 8. Впрочем, бурная реактивность московских юных зрителей гостя не смутила: раз терзали взрослых расспросами - значит, интересно.
Меня, правда, как давнего обожателя "Аиды" огорчили некоторые купюры - например, "пропажа" замечательного дуэта Амнерис и Радамеса, когда смелый воин окончательно отвергает любовь дочери фараона, предпочтя ей эфиопскую рабыню, чем подписывает себе смертный приговор. И уж совсем озадачил финал. Вместо божественного дуэта умирающих в темнице Радамеса и Аиды - может быть, самой прекрасной мелодии Верди - внезапный "голливудский" экшн: Радамес взрывает пороховую шашку (порох - в Древнем Египте!?), стена рушится, и спасшиеся возлюбленные уплывают на лодке по Нилу...
Видите ли, объяснил Монти-Колла, в Италии еще в XIX веке установилась такая традиция: в кукольном спектакле все должно заканчиваться хорошо. Трагедий хватает в других местах, а здесь зрители хотят только радоваться. Что ж, допустим. Хотя опыт российского театра доказывает иное - и будь у меня такая возможность, я бы с удовольствием сводил итальянского гостя, скажем, на "Песню о Волге" Резо Габриадзе или его же "Алмаз маршала Фантье"... Но в конце концов не моя задача - спорить с режиссером. Тем более сам он говорит, что в его театрик (который дает представления на сцене знаменитого "Пикколо театро ди Милано") нередко заглядывают люди из легендарной "Ла Скала". И однажды представитель дирекции "большой" миланской оперы, посмотрев "Трубадура" Верди, признал: кукольный спектакль лучше, чем та мудрено-авангардная постановка, что идет у них. Может быть, правда, дело и в том, скромно добавляет синьор Монти-Колла, что "у нас поет сама Мария Каллас"... Конечно, тоже в записи.
Вообще оперный репертуар миланских марионеток поистине огромен: здесь шедевры Россини, Моцарта, Вивальди, Сальери, Мейербера... А как-то, еще к 50-летию СССР (1967 год!), театр поставил для международного фестиваля "Князя Игоря" Бородина и два балета - "Петрушку" Стравинского и "Шахерезаду" на музыку Римского-Корсакова. Причем Бородина пели живые артисты. Правда, осилить в "Петрушке" знаменитую хореографию Фокина, поразившую сто лет назад Париж, куклы не смогли. Марионетки станцевали сказку про несчастного влюбленного шута-куклу на свой лад. Но и этого хватило, чтобы привести в восторг самого Мориса Бежара. Придя на гастроли итальянцев в Лозанне, он был восхищен тем, что получился не просто "театр в театре" (такое мы видим не так уж редко), а "кукольный театр в кукольном театре"...
Кстати, своей приверженностью к "большому" академическому стилю маэстро Эудженио обязан нашему Большому театру. Но не сегодняшнему - нынче здесь, как и во всем мире, классические шедевры принято зачем-то осовременивать, - а тому, что впервые приехал в Милан в 1963 году и привез "Бориса Годунова" и "Князя Игоря". Итальянский кукольник был совершенно поражен масштабом и отточенностью постановок, в частности, мастерской работой миманса. И решил впредь работать именно в этом ключе. Что ж, обычная история про нас: нет пророка в своем отечестве, что имеем - не храним... Слава Богу, хранят другие.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников