ГВОЗДИ Б ДЕЛАТЬ ИЗ ЭТИХ ЛЮДЕЙ

На минувшей неделе государственные телеканалы "Россия" и "Культура" совершили то, что одним может показаться рискованным экспериментом, способным лишь привести к потере высоких рейтингов, добытых в нелегкой борьбе с конкурентами, а другим - шагом к более последовательной репертуарной политике, обязательной для ТВ, которое в нашей стране (перефразируя поэта) больше, чем ТВ.

Не стану интриговать: речь идет о передачах, посвященных выдающимся людям отечественной политики, науки, спорта. Людям нелегкой судьбы, но, главное, необычайной воли. Людям, умеющим не сдаваться там, где любой другой давно бы опустил руки и подчинился обстоятельствам. В советское время к каждой из таких судеб на телевидении "приставляли" идеологический пьедестал: человек был силен и хорош прежде всего своей верой в коммунизм, преданностью партии большевиков. А сегодня, в нашу прозаическую пору, критерии изменились на противоположные: теперь мерилом достойной жизни нередко становится финансовый успех.
Казалось бы, смену эпох, как и перемены в идеалах, следует воспринимать спокойно, как данность, от которой не уйти. Но, к сожалению, некоторые из нас продолжают битву "на классовых баррикадах". Так, в передаче "Дело лейтенанта Шмидта", имя которого в течение десятилетий было превращено в романтический миф, авторы решили развенчать героя революции 1905 года. Все, что еще недавно ставилось этому человеку в заслугу, теперь становится его виной.
Слов нет, Ленину и его соратникам было на руку возвеличивать Петра Шмидта, первым среди русских офицеров нарушившего присягу и перешедшего на сторону восставших матросов. Некоторые факты биографии великовозрастного лейтенанта, не раз увольнявшегося из флота и возвращавшегося туда, обвиненного однажды в растрате казенной суммы, лежавшего в клинике по поводу нервного расстройства, женившегося на гарнизонной проститутке, - позволяли авторам с легкостью, как им кажется, развенчать героя.
Но оставались мешающие этому "мелочи": почти легендарная популярность лейтенанта у восставших матросов, его ультиматумы царю с требованием Учредительного собрания, торжественное перезахоронение расстрелянного Шмидта адмиралом Колчаком. Мудрый С.Витте, имевший легкую возможность назначить лейтенанту психиатрическую экспертизу и, таким образом, уничтожить политического противника, не стал, как известно, делать этого.
Подобного благородства со стороны власти (другой уже) не дождался выдающийся ученый Николай Тимофеев-Ресовский, судьбе которого посвящена трехчастная программа на канале "Культура". Один из создателей новой науки, биофизики, он еще в 20-х годах минувшего века уехал в Германию и не вернулся в СССР. За что был объявлен предателем и после войны отсидел немалый срок. И свидетельства многих коллег о его антифашистских настроениях, и судьба его сына, погибшего в гитлеровском концлагере, не помогли: пятно позора оставалось на биографии и после освобождения. В этих условиях надо было обладать громадной силой воли, чтобы продолжать жить и работать в своей стране. Лишь спустя десять лет после кончины пришла полная реабилитация.
Другой ученый, академик Валерий Легасов вершил над собой свой собственный суд. В передаче "Самоубийство после Чернобыля" на немалом числе документальных видеоматериалов показаны параллельно две трагедии - страны и человека. Он первым из ученых оказался на месте ядерной катастрофы, лучше других осознавал ее масштабы и последствия, но не нашел понимания у первых лиц государства. Снова, единственный из правительственной комиссии, отправился в Чернобыль, пробыл там больше, чем кто-либо еще: три месяца подряд! Получил большую дозу радиации, страдал "ядерным загаром", типичным для облученных "лающим" кашлем...
Академик, который по научной своей специальности не имел прямого отношения к взорвавшемуся реактору, вполне мог с чистой совестью отойти от проблем ЧАЭС. Но именно совесть снова и снова толкала его к ним. Все ошибки, допущенные при проектировании станции, а затем ликвидации последствий аварии, неминуемую гибель тех, кто оказался в непосредственной близости от эпицентра взрыва, воспринимал как свою собственную трагедию, крах.
Современник Легасова "Великий и ужасный Жук" - так называется программа, посвященная знаменитому тренеру по фигурному катанию - был тоже неистов в работе. Вся недолгая и яркая жизнь его отдана спорту. В нем он видел не средство обретения славы или богатства (к чему мы привыкли в последнее время), но возможность побеждать и слышать на крупнейших международных состязаниях гимн Родины. Об этом на экране говорили коллеги, ученики, родные. Прямой, неудобный для начальства, безжалостный со своими учениками, он мучил их и себя многочасовыми тренировками, на которых рождались новые, неведомые прежде прыжки, поддержки, композиции...
Разные и по времени жизни, и по профессии своей, и по политическим позициям люди. Несхожие, если не сказать противоположные, - по жизненным судьбам. Но в чем-то самом важном близкие друг другу. В своей полной отдаче делу, которому посвящено все их существование, непреклонной верности нравственным ориентирам. Про таких сказал когда-то поэт:
Гвозди б делать
из этих людей, -
Крепче б не было в мире
гвоздей!