ЧТО И КАК ПРОДАЮТ В АМЕРИКЕ

В Америке все что-то продают: товары, услуги, идеи. И предложений настолько много, что создается впечатление, что уже никто ничего покупать не хочет. За рынок сбыта идет бескомпромиссная война. Пробиться на рынок без начального и весьма значительного капиталовложения в рекламу ("раскрутку"), без связей и знакомств шансов практически нет.

НЕ ВСЕ ТАК ХОРОШО
Америка - страна с высоким уровнем зарплат, а следовательно, и высокими ценами на товары, поэтому она весьма привлекательна для иностранных производителей. Чтобы защитить своих собственных производителей, правительство Америки вводит ограничения на импорт. Например, европейская техника здесь продается по ценам в несколько раз выше, чем в европейских странах. В России в нашей семье была итальянская стиральная машина с программным управлением "Ardo" - агрегат с 11 программами. Стирала она очень хорошо. Купили мы ее в Москве за 150 долларов. В Америке итальянские стиральные машины такого класса стоят $600 и выше. Здесь в основном пользуются стиральными машинами собственного производства "Magic chef" или "Hotpoint". По сравнению с итальянскими это очень большие, но примитивные машины, практически с одной программой. Стирают они несравненно хуже. Стоят такие машины около $300.
Главной отличительной особенностью американской бытовой техники является надежность, сравнительная примитивность и "громогласность". Я долго привыкала к грохоту стиральной машины, завываниям пылесоса и фена, гулу кондиционера и попискиванию противопожарной системы. Общий уровень шума в доме настолько велик, что телевизор приходится включать громче обычного.
Особое место в ряду бытовой техники занимают холодильники. Здесь американцы действительно "впереди планеты всей". Холодильники большие, очень удобные, тихие и действительно надежные.
Но американское качество не всегда настолько хорошо, как мы привыкли считать. Например, для россиян ножи из прочной стали являются нормой. Хозяйки на кухне часто используют большие ножи как топорики. В Америке я по привычке взяла большой нож, чтобы порубить замороженное мясо для собаки. Лезвие ножа раскрошилось и согнулось.
Очень странно, что, несмотря на все заслоны, товары из Китая распространены чрезвычайно широко. Это и посуда, и одежда, обувь, бытовая техника и многое другое. Основное их отличие - низкая цена и совершенное отсутствие качества. У нас уже выработалась привычка при покупке чего-либо мы обязательно смотрим, где эта вещь произведена, а если "made in China", быстро кладем ее обратно. Ложка, которую мы купили накладывать мороженое, сломалась на третьем скребке, босоножки растаяли под солнцем Оклахомы через несколько минут: я оставила башмаки на газоне, а когда вернулась, лямки растеклись вязкой массой рядом с подошвой.
БОГАТЫЕ НЕ ЛЮБЯТ ПЕРЕПЛАЧИВАТЬ
Для некоторых покупки это увлекательный процесс, развлечение. Представительницы так называемого "полусвета", и особенно молодежь, любят посещать дорогие "Boutique" и модные салоны, а потом рассказывать, как дорого стоят их вещи.
По-настоящему богатые люди, наоборот, следят за распродажами, которые периодически проходят во всех магазинах, и гордятся, когда удается купить хорошую вещь по низкой цене. В Америке основная прибыль в торговле идет с оборота. Здесь умеют с выгодой продать быстро. И если вещь лежит на полках магазина дольше определенного срока, цена на нее резко снижается.
Жители Америки основные закупки, делают в магазинах "Sam Walton". Это самая большая в мире сеть магазинов, которые расположены не только по всей Америке, но и в Канаде, Мексике, Китае и других странах. В эту сеть входят магазины "Sam's club" и "Wall-Mart". В первые пускают только по членским карточкам. Членом может быть каждый, кто выплачивает ежегодный взнос 30 долларов. В этом магазине семья делает закупки товаров на длительное время мелким оптом, таких, как моющие средства, туалетная бумага, косметика, лекарства, еда для кошек и собак. Но есть здесь и мебель, продукты, книги, всяческая техника. Выгода для покупателя большая, в среднем цена получается ниже на 30 процентов.
В магазинах "Wall-Mart" членство не требуется. Расфасовки и правила торговли здесь обычные, но цены тоже низкие. "Wall-Mart" гордится тем, что они самые низкие в Америке.
Основатель этого феноменального бизнеса Sam Walton был известен в стране как филантроп. Он был очень богат и считал, что нужно помогать семьям растить детей. В его магазинах за те же деньги можно купить товаров больше, нежели в обычном супермаркете, чтобы ни в чем не отказывать ни себе, ни детям. В планах семьи Walton - построить несколько магазинов и в России.
В Америке большой популярностью у всех слоев общества пользуются "блошиные рынки" и "Garage sale". Это место, где распродается все, что больше не нужно в доме. Малообеспеченные семьи на таких распродажах покупают одежду и мебель по очень низкой, зачастую символической, цене, а коллекционеры порой отыскивают антиквариат.
Любят американские леди делать покупки и по каталогам. Выбор товаров необыкновенно большой. Большие красочные журналы каталогов высылаются бесплатно, проблем с доставкой и возвратом товаров практически не бывает. В последнее время все больше и больше покупают и продают через интернет-магазины. Оплата производится по credit-card, доставка - в течение нескольких дней.
Нельзя также не сказать об аукционах. Они бывают федеральные, городские, частные, даже телевизионные и интернет-аукционы. На больших телевизионных аукционах продаются известные произведения искусств, дорогие ювелирные изделия и антиквариат. Цены там, как и борьба за обладание раритетом, очень велики.
Я очень люблю аукционы, которые проводит полиция. Тут можно невероятно дешево, за 300-500 долларов, купить автомобиль. Это конфискованные машины или патрульные Ford "Crown-Victoria", которые использует полиция. Полицейские аукционы происходят очень своео-бразно. Здесь нет обычной публичной борьбы за лот. Все автомобили выставляются для обозрения в определенном месте и в определенное время. Претенденты заполняют стандартную форму, в которой указывают номер лота и предлагаемую цену. Потом все конверты раскрывают, и обладателем становится персона, предложившая наивысшую цену.
В Америке shopping можно превратить в приятный отдых. Мы, например, любим покупать овощи и фрукты прямо на ферме. Там можно собирать самим все, что нужно. Тебя подвезут на тракторе прямо к яблоневому дереву или к площадке с виноградом. Мы не только собираем отборные фрукты, но и тут же едим все прямо с ветки. На фермах можно еще покататься на лошади, погладить кролика, покормить гусей в пруду, в общем, расслабиться и отдохнуть.
Есть в Америке и русские магазины. На фоне американского изобилия эти магазины выглядят, конечно, бедными. Когда я в первый раз вошла в такой магазин, мне показалось, что время не только остановилось, но прокрутилось назад. На полках лежат капроновые косыночки на голову с плюшевыми краями. Такие носили в 60-х годах. Продуктов немного: чай N 36, селедка да множество конфет, тоже из нашего детства: "Мишка косолапый", "Красная Шапочка". Но конфеты не московские, а украинской фабрики, потому что там в два раза дешевле. Продавали тоже чисто по-русски: кассовый аппарат был древний. Могут тут тебя по-советски и обсчитать. Зато цены были на уровне американских. Играя на ностальгии эмигрантов, хозяева получают баснословные прибыли.
НЕ ХОЧЕШЬ КУПИТЬ - ЗАСТАВЯТ
Когда я думаю о том, как продают в Америке, то у меня в голове возникают два образа. Один - это образ клерка, непосредственно обслуживающего клиентов в магазине, и второй - образ организаторов торговли. Клерки супермаркетов, как правило, очень милые, улыбчивые люди, готовые откликнуться на шутку и глубоко усталые. Работа у них действительно тяжелая, но за два с половиной года в Америке я ни разу не слышала не то что резкого тона, даже не видела недовольного взгляда. Клерки в небольших специализированных магазинах и салонах, как правило, очень респектабельны и тактичны, они не ходят назойливо по пятам, навязывая какую-либо вещь. При появлении посетителей они вежливо осведомляются, нужна ли помощь, и если нет, то продолжают заниматься своими делами. К хорошему быстро привыкают, однако я до сих пор не могу забыть оценивающих взглядов и презрительного молчания продавцов в наших, российских, частных магазинах.
А руководители торгового и сервисного бизнеса настолько агрессивны, что если вам не нравится их пицца, они заставят полюбить ее. Если вы не хотите пользоваться услугами их телесервиса, они сами переключат вас на их канал, а через месяц вышлют счет. Бесполезно звонить и возмущаться, счет все равно придется оплачивать.
Агенты газовых компаний совершают "подворные обходы", призывая жителей отказаться от услуг конкурента и воспользоваться их услугами. Они уже два раза переключали нас на себя против нашего желания. Мы даже были вынуждены звонить их менеджеру, чтобы прекратить подобную практику.
Реклама товаров по телевидению здесь очень агрессивна. Я уже видеть не могу на телевизионном экране пиццу или гамбургер. Обычно в семье смотрят телевизор по вечерам после ужина, когда все сыты. Вид еды в такой момент вызывает отвращение. И самое противное, что чем больше экран вашего телевизора, тем больше их гамбургер.