ВСЛЕД ЗА ВАЗОМ - ГАЗ

Перерыв в производстве "Волг" обещан недолгий - с 4 по 7 ноября включительно, и на российском автомобильном рынке это никак не отразится. ГАЗ вообще в последние десять лет - после открытия границ для подержанных иномарок - не оказывал сколько-нибудь серьезного влияния на отечественный рынок "легковушек". Сегодня его удельный вес в производстве легковых машин составляет всего 7,8 процента (план производства на 2002 год - 84 031 "Волга"), а в общих продажах с учетом импорта не превышает и 4 процентов. Да и эти считанные проценты продаются с немалым трудом.

Особенно плохо шла реализация "Волг" в нынешнем году. Поэтому летом их выпуск шел по сокращенному графику, и работникам, занятым изготовлением легковых автомобилей, предлагалось отгулять очередной отпуск в самое благоприятное время. А с 26 июля по 3 августа конвейер все же пришлось останавливать - в основном из-за затоваривания: ГАЗ не выдержал конкуренции с беспрецедентно большим количеством ввезенных подержанных иномарок.
И вот теперь - новая остановка. Руководство завода утверждает, что причина нынешней паузы чисто техническая: завод намерен выполнить комплекс работ по улучшению качества окраски легковых автомобилей. (Аналогичная операция будет произведена на "грузовой линии" во время новогодних каникул.)
Однако если нынешнюю "Волгу" даже хорошо выкрасить, она все равно останется безнадежно устаревшей и неконкурентоспособной. А новой модели у ГАЗа нет, и это его самая главная беда.
Еще в середине лета здесь прекратили (и, похоже, окончательно) производство автомобиля марки ГАЗ-3111 - полностью обновленной "Волги", сконструированной в последние три года совместно с западными фирмами. Причина, по словам сотрудников завода, - "чрезмерная затратность" проекта. Действительно, только на разработку и освоение "пионерного производства" модели, оснащенной независимой передней подвеской, антиблокировочной системой тормозов, реечным рулевым механизмом и т.д., ушло более 130 млн. долларов. На подготовку к массовому выпуску требуется как минимум втрое больше (АвтоВАЗ потратил на создание мощностей для производства 220 000 "десяток" около 1 миллиарда долларов). Но собственных "свободных" денег у ГАЗа нет, и стратегического инвестора Горьковский автозавод пока не нашел.
Возможно, новые владельцы автозавода - Олег Дерипаска с компаньонами по алюминиевому бизнесу все же наскребли бы необходимую сумму для постановки нового автомобиля на конвейер. Однако, как говорят эксперты, новую "Волгу" не принял отечественный автомобильный рынок: в 2000 году ГАЗ выпустил 53 новые "Волги", в прошлом, 2001 году - уже 342, а за семь месяцев нынешнего года - всего 20: ровно столько нашлось покупателей. По данным пресс-службы завода, все эти четыре сотни машин были куплены исключительно юридическими лицами. Для частных покупателей "Волга" - ГАЗ-3111 ценой в 13 тысяч долларов представляется непомерно дорогой. По мнению автодилеров, машина эта, в общем, неплохая, но продавать ее дороже 8 тысяч долларов за штуку вряд ли получится.
В нынешнем году, правда, владельцы и руководство ГАЗа попытались договориться с управлением делами президента РФ о том, что новую "Волгу" будут покупать для правительственных чиновников (вместо уже поизносившихся иномарок). Главный кремлевский хозяйственник Владимир Кожин даже заявил прессе, что намерен в дальнейшем обновлять парк чиновничьих "персоналок" лишь за счет автомобилей, производимых на российских заводах. Но вскоре выяснилось, что Кремль считает отечественным автомобильным производством и сборку "Форда" во Всеволожске, и аналогичное "отверточное" производство "БМВ" в Калининграде...