05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ВСЕ ХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕ...

Вержба Михаил
Опубликовано 01:01 29 Октября 2002г.
Сегодня очень много говорят, что надо четче разграничить полномочия властей. У федеральной должна быть своя зона ответственности, у региональной - своя, у местной - своя. Почему столько разговоров? Да потому, что существующее государственное устройство не дает того результата, которого требует президент и которого все мы ожидаем от реформ.

Что же происходит? Взаимоотношения властей - это, по сути дела, выражение на практике тех законов, которые мы имеем. Если законы тщательно продуманы, то они удовлетворяют всех, однако у нас это далеко не так. Основные законодательные акты многих не устраивают. Об этом говорят граждане, чиновники разного уровня, депутаты. Об этом же на днях мы беседовали с губернатором Волгоградской области Николаем МАКСЮТОЙ. В последнее время он все чаще высказывается с критикой в адрес федеральной власти. Что, впрочем, вполне объяснимо. Старейшина региональной "пирамиды власти" за годы руководства одной из крупнейших областей прошел все коридоры, отстаивая в столице интересы своей территории.
- Взять хотя бы, к примеру, Налоговый кодекс, - рассказывает губернатор. - Если он устанавливает на пять лет нормативы по налоговым отчислениям, то, соответственно, и властные органы снизу доверху, и хозяйствующие субъекты настраиваются работать по этим правилам как минимум пятилетку. Свои расходы они рассчитывают, исходя из нормативов кодекса, ставшего законом. И все пять лет никто не вправе вносить в него изменения. Иначе ведь начинается всеобщий, извините, кавардак.
Поясню. Формируя областной бюджет будущего года, мы ориентировались на показатели года текущего, зная, что правила игры в ближайшее время меняться не будут.
- Казалось бы, логичный и единственно верный подход...
- Я тоже так думал. Но при рассмотрении бюджета-2003 центр вносит коррективы. Скажем, забирает из регионов себе акцизные платежи за табак. А мы, между прочим, строя табачную фабрику, привлекли инвестиционные деньги. Вот уже третий год мы даем льготы инвесторам, подсчитав, что со следующего наконец начнем получать хорошую отдачу. В частности, в 2003 году в рабочий вариант областного бюджета мы заложили 800 миллионов рублей "табачных" денег. Теперь их нет...
- Что же предлагается взамен?
- Нам говорят: акциз забираем, а вам позволяем увеличить налоги на землю и на прибыль. Позвольте, но эти деньги традиционно идут на улучшение плодородия земли, на бюджетные нужды. В том числе благодаря этим отчислениям мы уже третий год получаем стабильные урожаи, забыв, что такое недород. Я уж не говорю о том, что образовавшуюся брешь поступлениями от этих увеличенных налогов все равно не закрыть.
Далее. У нас есть план социально-экономического развития области до 2005 года. Разумеется, ориентиром опять же служили действующие правила игры. Теперь куда ни копни, все положения плана придется пересматривать. Скажем, дорожное строительство. Для нашего большого по площади региона это проблема приоритетная. И вдруг оказывается, что отныне предприятия не будут платить дорожный налог. А это - миллиард триста миллионов рублей. Заметьте, решение принимается снова в середине года. В качестве замены предлагается собирать плату за пользование транспортом.
Это не что иное, как очередная попытка государства ухватить хоть что-то из кармана граждан. Потому как основная часть автомашин принадлежит населению. Стало быть, ему и придется компенсировать недостающие средства для строительства и ремонта дорог. А устанавливать размер платежа милостиво позволили нам. Кем же выглядит областная власть в глазах общественности?
И опять-таки налога не хватит. Но и тут правительством предлагается рецепт. Возьмите, говорят, половину нового земельного налога. Минуточку, но его уже дважды использовали, что же можно еще отщипнуть?
- Но ведь и центру надо иметь средства, чтобы содержать огромную бюджетную сферу...
- Да, нам говорят: мол, надо понять, мы снизили налоги для предприятий, позволив отечественной промышленности и бизнесу расправить крылья. Благое дело, спору нет. Но подсчитал ли кто, сколько предприятия платили при 35 процентах налога и сколько они платят теперь при двадцати четырех? Сдается, никто такой арифметикой особенно не занимался. Впрочем, данные есть. Оказывается, те, кто не платил раньше, и сегодня не платят. В лучшем случае удавалось процентов семьдесят пять от запланированного собирать. Оно и понятно, в стране сплошных убытков наивно предполагать, что удастся собрать в казну большие деньги от прибыли.
- То есть получается, что 35, что 24 - нет разницы?
- Если по существу, то да.
- Вроде хотели как лучше, а получилось...
- Конечно, хотели как лучше. За счет разницы в налоговом бремени дать возможность поднять заработную плату, снизить цену товаров. Но по этому пути пошли единицы. Большинство по старинке прячут прибыль и ничего не платят в бюджет. Вместо увеличения доходов мы имеем их снижение. Областной бюджет планировал получить семьсот миллионов рублей, а собрать удалось только триста.
- Выходит, закон - это, скорее, благое пожелание региональной власти?
- Ну, я бы так, конечно, не сказал, но, чтобы не получилось именно так, мы решили предпринять кое-какие шаги. Скажем, сейчас разрабатываются налоговые паспорта всех крупных районов и предприятий. Они дадут возможность наглядно увидеть, из чего складываются налоговые "реки" и "ручейки". Увидеть, кто и за счет чего хитрит. Получив такие данные, будем переходить к выводам. Кому давать льготы и субвенции, кому не давать, чьи интересы лоббировать в федеральных органах, а кто и без того имеет выше крыши. Это решит проблему, но лишь частично. Главное: пора прекратить порочную практику, когда изменения вносятся не под влиянием здравого смысла или непреодолимых обстоятельств, а под давлением заинтересованных кругов. Это не государственная политика. Это называется по-другому. Мудрее было бы, к примеру, налоговые поступления справедливо разделить между Федерацией и регионами. И закрепить такой порядок как минимум на пять лет. От того же НДС, допустим. Тогда региональные власти были бы прямо заинтересованы в расширении производства.
Вот почему я считаю, что правительство просто обязано очертить основные параметры на ближайшие пять лет. И все те положения, которые влияют на стабильность экономических процессов на местах.
- Какие еще "узкие места" есть во взаимоотношениях региона с центром?
- Приведу такой пример. В Волгоградской области активно внедряются энергосберегающие технологии. По этому показателю мы многих опередили. Соответственно снижаются объемы потребления энергоносителей. Казалось бы, нам премию за это надо дать. На деле же - одни неприятности. Монополисты считают меньшие поступления в свою кассу потерями - и поднимают для области тарифы, дабы их компенсировать.
Вот РАО "ЕЭС России". Я недавно нашел в Интернете данные о прибыли этого акционерного общества за девять месяцев года: примерно 29 миллиардов рублей. Здорово! Но почему же при такой сверхдоходности энергетики не могут отремонтировать агрегаты Волжской ГЭС, которые так износились, что работают на честном слове и вот-вот выйдут из строя? Почему тарифы движутся исключительно в сторону увеличения? Неужели невозможно навсегда установить, что тарифы нельзя трогать более чем раз в году? Причем повышать их, по необходимости, только накануне выработки бюджетных параметров. И потом, кто сказал, что они не должны так же внедрять энергосберегающие технологии, как и мы?
Еще деталь. Если правительство требует от регионов полной открытости, оно и само должно показывать пример такого подхода к делу. Я как губернатор, как член Госсовета, в конце концов, никак не могу получить данные о прибыли Центробанка. Я не имею доступ к сведениям о доходах Таможенного комитета. Это что, военная тайна? Так вот: до тех пор, пока одна сторона что-то скрывает от другой, то и другая будет поступать таким же образом.
- Стало быть, нечто вроде игры в кошки-мышки?
- Интересно, что разговоры на эту тему постоянно идут в Госсовете. Президент нас поддерживает, дает поручения правительству.
- И что?
- Ничего...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников