ПОЛУВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Красноярский край первым в стране год назад получил возможность контролировать многочисленные филиалы и представительства вузов, беззастенчиво плодящиеся вдали от столицы. Местная прокуратура проверила "образовательное поле" и получила обескураживающий результат: многие учебные подразделения не имеют права на существование. Все эти филиалы, представительства, учебно-научные центры и пункты дистанционного обучения надо или закрывать и срочно приводить в порядок, или даже признавать недействительными уже выданные дипломы.

- Мы обсуждали проблему с прокурором края Виктором Гринем, - рассказывает начальник отдела по делам несовершеннолетних и молодежи краевой прокуратуры Любовь Мартышина. - Решили все-таки не лишать выпускников дипломов. Ведь молодые люди не виноваты, что попали в такую ситуацию. Родители абитуриентов даже не интересуются наличием у вуза лицензии, аккредитации. Не знают и того, что лицензия недействительна без приложения, где должен быть указан перечень предметов, определена форма обучения. Просто использовать лицензию головного вуза незаконно. А представительства вузов вообще не вправе кого-либо обучать, поскольку у них другая цель - анализировать рынок труда в регионе, изучать спрос на специальности, заниматься рекламой.
Конечно, ректоры эти жесткие требования знают, но соблазн заработать деньги побеждает. Тем более что имеются многочисленные лазейки. Например, деятельность высшей школы, с одной стороны, регламентируется Федеральным законодательством, с другой - множеством подзаконных актов, приказами министра образования. Отсюда путаница. К примеру, в постановление правительства РФ недавно добавили хитрый пункт: в интересах студентов, обучающихся заочно, разрешается для проведения консультаций использовать базу вузовских представительств. На местах тотчас истолковали новое уточнение как право набирать целые курсы, вести обучение и выдавать дипломы.
Именно так до последнего времени в Железногорске и Зеленогорске действовали представительства Красноярской аэрокосмической академии, в Ачинске и Шарыпово - учебно-научные центры Красноярской архитектурно-строительной академии. В Минусинске без лицензии работали филиал Томского госуниверситета систем управления и радиоэлектроники, Центр дистанционного обучения Хакасского технического института, филиал Красноярского юридического техникума. После прокурорской проверки некоторые срочно оформили необходимые документы, а другие просто закрылись.
- Они понимали, что не смогут получить экспертное заключение, - говорит Любовь Мартышина. - А без этого есть основания для привлечения к уголовной ответственности "за незаконное предпринимательство".
В поле зрения прокурорских работников также попал негосударственный Современный гуманитарный институт (Москва). Как выяснилось, он уже не один год работал по дистанционной форме обучения, хотя по закону ее стало возможно использовать только с января 2003 года. Особо не мудрствуя, учебный материал в вузе подавали, используя видеокассеты, причем сильно устаревшие. В результате многие выпускники после окончания вуза вынуждены были поступать заново в другие учебные заведения. Выяснилось, что в стране действует около 400 таких филиалов.
Отныне каждый год Красноярск будет сообщать в Москву о псевдоучебных учреждениях, штампующих псевдодипломы. Поможет ли это повысить качество образования - покажет будущее.
КОММЕНТАРИЙ
А какая ситуация с качеством высшего образования по стране? Вот что рассказал ректор Московского государственного социального университета Василий ЖУКОВ:
- В России 618 государственных вузов, каждый имеет филиалы. Ясно же, что государственные вузы обязаны дорожить своей репутацией. Мы, например, участвуем в федеральной отраслевой кадровой программе, каждый свой филиал открываем по инициативе региональных властей, которые знают потребности региона, начинаем свою деятельность на местах не с приема студентов, а с повышения квалификации преподавателей.
Что касается вузов негосударственных, то никто даже не знает точно, сколько их у нас. По моим данным, свыше 1000, но аккредитацию, лицензию имеют не более 400. Тем не менее все пытаются открыть свои филиалы, не имея для этого базы. В серьезном государственном вузе, чтобы за пять лет обучить студента специальности "финансы и кредит", нужно 350 преподавателей по самым разным дисциплинам. В негосударственном, куда набирается 300-500 студентов, такой возможности нет. В итоге процесс обучения превращается в профанацию.
В свое время негосударственные вузы задумывались как своего рода агентства занятости, - чтобы молодые люди не пополняли ряды безработных, не попадали в криминальные структуры. Однако в итоге именно эти вузы для многих стали источником разочарования, притом задолго до получения диплома. Студенты переживают шок, когда осознают, что платят деньги не за реальные знания, а за пустоту.
Специалисты считают: именно в возрасте с 17 до 23 лет человек способен, как губка, впитывать академические знания. Но и разочарования в этом возрасте самые глубокие. Считаю, что в проблемах высшей школы обязано разобраться в первую очередь Министерство образования. Это ему по статусу положено.