КТО НАЖАЛ НА КНОПКУ?

Вчера утром вблизи города Аркалык точно в заданном районе приземлился спускаемый аппарат корабля "СоюзТМА-2" с интернациональным экипажем. На Землю вернулись члены седьмой длительной экспедиции - российский космонавт Юрий Маленченко и астронавт НАСА Эдвард Лу (они отработали на Международной космической станции более полугода), а также испанец Педро Дуке, совершивший 10-суточный полет.

За несколько часов до отстыковки "Союза" от МКС произошел странный эпизод: неожиданно включились двигатели корабля, из-за чего 186-тонная махина станции развернулась на 25 градусов. В таком положении нельзя было отделять корабль от станции. Используя двигатели корабля и МКС, орбитальный комплекс повернули в обратную сторону. "Включиться двигатели могли только в том случае, если экипаж откинул крышку панели, закрывающую кнопки двух команд, и выдал эти команды, - сообщил журналистам заместитель генерального конструктора РКК "Энергия" Валерий Рюмин. - Перед спуском нам не хотелось расспрашивать экипаж, а сами они ничего не сказали. Выяснение причин отложим до разбора полета".
Ошибку экипажа (если это была ошибка, а не случайность) исправили сравнительно быстро, но она заставила поволноваться и космонавтов, и специалистов подмосковного Центра управления полетами. Ведь запас топлива на "Союзе" ограничен. Необходимо оставить неприкосновенный запас для торможения, без чего корабль не сможет перейти на траекторию спуска с орбиты. Словом, тратить топливо на незапланированные операции - опасно. Кто же все-таки мог включить двигатель? Проверку важнейших систем корабля проводит командир. Трудно представить, чтобы Юрий Маленченко, опытный космонавт, трижды летавший на орбиту, в прошлом профессиональный летчик (налет - более 500 часов), откинул страховочную крышку и выдал две команды на запуск двигателя. Ни случайно, ни сознательно такого сделать он не мог. Тем более не имели права прикасаться к этой защитной крышке Лу и Дуке. Тогда что же могло произойти? С этим вопросом я обратился к одному из опытнейших российских космонавтов (5 полетов на орбиту) Анатолию Соловьеву.
- Не имея телеметрической информации и объяснений экипажа, трудно судить об этом инциденте, - говорит Анатолий Яковлевич. - Надо знать, какие двигатели включились: используемые для ориентации или маршевый. Кнопки для управления маршевым действительно закрыты предохранительной крышкой, а двигатели ориентации запускаются ручкой управления, после того как подготовлен так называемый электрический "контур". Может быть, перед расстыковкой протестировали этот "контур", проверили его, а потом кто-то, перемещаясь, задел ручку управления? Получив импульс, вся станция начала движение.
- Некоторые СМИ сообщили, что "космонавты перепутали кнопки".
- Нет, я этот вариант исключаю.
- А перед расстыковкой включается ли для проверки маршевый двигатель?
- Эта проверка проводится за сутки или за двое до расстыковки. Причем включение производится на миллисекунды, так что движения станции не происходит... Давайте подождем несколько дней, и после разбора полета все станет ясно. Уверен, что никто скрывать информацию не будет. Она нужна и тем, кто полетит позднее, и конструкторам, и общественности. Главное, что все завершилось благополучно, приземление прошло в штатном режиме.