08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НЕ ПРОДЕШЕВИТЬ БЫ...

Петров Григорий
Опубликовано 01:01 29 Октября 2003г.
70 с лишним лет мы жили в неведении относительно того, что земля - такой же товар, как, скажем, автомобиль или дом. Она имеет свою цену и должна иметь своего хозяина. Теперь наконец рыночники в жарких битвах отстояли Земельный кодекс и само право земли называться товаром. А раз так, встал вопрос о ее цене.

Вот тут и началось самое интересное. Цену на любой товар устанавливает рыночная конъюнктура, спускать ее сверху никому не придет в голову. Но когда речь зашла о земле, то оказалось, что цену можно "назначить".
КОМУ ЗЕМЛЯ- КОРМИЛИЦА?
Чтобы порушить механизм складывающегося в России земельного рынка, достаточно, чтобы чиновнику позволили устанавливать фиксированные, заниженные цены на землю. И тогда выражение "земля-кормилица" будет весьма кстати. Но именно для кормящегося с продажи этой земли чиновника.
Это не полемическое преувеличение. По мнению федеральных министерств, цена земельных участков не должна превышать 30-кратной ставки налога на землю. На практике это означает, что, скажем, в таком мегаполисе, как Москва, квадратный метр земли будет стоить от 280 до 7838 рублей. Откуда такие странные цифры? А с потолка. К рыночному ценообразованию они не имеют отношения.
Квадратный метр земли где-нибудь в тундре действительно может стоить и 200 рублей. А можно и вовсе давать его бесплатно, да еще и приплачивать за то, что взяли. Но московская земля - не тундра. Она просто нашпигована огромным количеством дорогостоящих коммуникаций. Наконец, это земля, на которой стоит столица огромной державы.
Именно такой логикой руководствовались московские власти, когда решили не продавать землю по явно заниженным, диктуемым "сверху" ценам, а сдавать эту землю в аренду. При этом государственный бюджет получал приличные деньги, а земля оставалась в собственности города, то есть государства. Когда же речь заходила о продаже земли, столичные власти резонно заявляли: мы не можем согласиться с положением федерального законодательства. Продавать землю нужно за серьезные деньги, которые пойдут на развитие столицы.
На встрече с мэром Москвы в ноябре 2002 года министр эконом-развития и торговли Герман Греф поддержал доводы правительства Москвы о необходимости установления рыночной цены на землю. С этими доводами согласилось и Минимущества России в лице зам. министра Сергея Моложавого. Последний подтвердил, что "приватизация земли должна осуществляться по рыночной цене". Однако на всякий случай добавил, что правительство России пока не внесло в Госдуму соответствующие поправки в закон.
Первый заместитель мэра Олег Толкачев тогда же предупредил, что "после принятия этих поправок столичные предприятия не смогут выкупать землю за сумму, соответствующую 30-кратной ставке земельного налога - платить придется по рыночной цене. А до принятия поправок ни один участок в Москве продан не будет".
Беда только в том, что этот проект закона "утонул" где-то в правительственных кабинетах или коридорах, и о нем благополучно забыли даже сами авторы.
Москва же создала свой Земельный кадастр, в котором городская земля была поделена на 1516 участков, каждый из них был оценен с точки зрения пригодности для бизнеса. Оценочная стоимость участков в городе теперь стала колебаться от 300 тысяч до 13 млн. долларов США за гектар. А конечную цену должен определять рынок, и только рынок, а не чиновник, склонный к разного рода лукавым импровизациям.
ГЕШЕФТ НА ХОРОШЕВКЕ
Между тем на землю в Москве уже хватает претендентов. Вспомним попытку Минимущества России продать участок на Хорошевском шоссе за полмиллиона долларов. Столичные власти опротестовали сделку и нынешней осенью доказали свою правоту в суде, признавшем незаконность "гешефта" на Хорошевке.
А пока суд да дело - вокруг продажи земли в Москве продолжают происходить странные и даже таинственные вещи. Минэкономразвития России, несмотря на столь активную поддержку рыночной позиции Москвы в ноябре 2002 года, в августе 2003 года вносит в федеральное правительство проект с фиксированными, заниженными "базовыми ставками выкупной стоимости" в Москве. Эти ни с кем не обсужденные и не согласованные с правительством Москвы цены никак экономически не обоснованны: "базовые ставки" в 10 - 16 раз ниже существующей в Москве оплаты за право аренды.
А ГДЕ ЖЕ ЛОГИКА, ГОСПОДА?
За 2002 год в столице было реализовано с выкупом права аренды около 210 га земли, при этом значительная часть участков продана в краткосрочную аренду - до 5 лет. И вместе с тем доходы от реализации права аренды этих участков составили порядка 114 млн. долларов. В случае их продажи в собственность по предварительным 30-кратным ставкам земельного налога, бюджеты получили бы как минимум в 3 раза меньше. А землю бы потеряли насовсем.
Главы Минэкономразвития и Минимущества свои антирыночные по сути предложения пытаются подкрепить доводом о необходимости развития земельного рынка. Мол, если земля будет стоить дешевле, ее будут покупать активнее. Но дело в том, что землю в Москве и при рыночных ценах покупают весьма и весьма активно. Очереди на покупку участков выстраиваются! Зачем же городить огород с введением фиксированных цен? К чему продавать дешево, если можно продать дороже? Покупатели земли - далеко не бедные люди, и они вполне могут выложить за гектар и миллион, и десять миллионов долларов. Ведь попытка продавать землю по явно заниженным ценам - это, по сути, дотирование покупателей за счет городского и федерального бюджета, в конечном счете - за счет рядовых граждан.
Сегодня многие ругают "приватизацию по Чубайсу". Прокуратура начинает разбираться с некоторыми крупными компаниями, сумевшими под шумок ухватить за гроши немалые куски общероссийского пирога. Уже понятно, что все это стало возможным только потому, что в свое время кто-то сумел протолкнуть и выгодно для себя использовать антирыночные законы. Сегодня мы, похоже, можем наступить на те же грабли.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников