И КЛИЕНТ НЕ ВСЕГДА ПРАВ

Новые туфли после трех дней на слякотных московских улицах запросили каши. Продавщица на рынке покрутила прохудившийся товар в руках, сочувственно поохала и даже удивилась: "Такая модель была! Первый случай в моей торговой практике..." Но вернуть деньги отказалась: "Туфли-то ношеные. Что мне с ними делать прикажете?".

- Если экспертиза признает производственный дефект, "торговой точке" придется возместить все убытки, - успокоили меня в Московском бюро товарных экспертиз. - После официального заключения проблем с выплатой обычно не возникает. Предприниматели стремятся не доводить дело до суда...
Осень - время обвала претензий от "обутых" граждан. Сегодня 80 процентов жалоб столичных потребителей приходятся на качество сапог и туфлей. При этом в магазинах товары с "производственными дефектами" появляются не реже, чем на рынках.
Чтобы избегать потери времени в будущем, эксперты посоветовали мне приходить в бюро и консультироваться со специалистом-технологом сразу после покупки. Быстро осмотрев вещи, выявив все недоработки, он предскажет ее дальнейшую судьбу. А покупатель может определиться - сдавать или носить.
Бумага о том, что обувь "мало ношена и имеет производственный дефект", скрепленная печатью бюро, возымела магический эффект. Не вдаваясь в дискуссии, продавщица с рынка безропотно вернула мне деньги.
Меньше повезло моей соседке по очереди Ольге. Ее жалоба на "протекающие" ботинки осталась не удовлетворена.
- Разъяснять, что кожаная обувь может пропускать влагу, приходится по нескольку раз в день. Это не основание для возврата, - сказала эксперт Светлана Рыбина. - Купите водоотталкивающее средство или обувь из более грубого материала.
Подчас москвичи теряют деньги из-за "потребительской неграмотности".
- Любимые слова наших посетителей - "меня не предупреждали", - говорит эксперт. - Пример - жалобы на разрывы швов. Предупреждаю: подбирайте размер не только по длине, но и по полноте. Если эксперт обнаружит несоответствие - денег за порванную пару вам не видать. И совет модницам, которые на шпильках шлепают по лужам и ездят в метро: используйте приобретение в адекватной обстановке. Ободранная в результате "нецелевой" носки обувь - не повод для возмещения ее стоимости.
Обычное явление в жизни московских покупателей - массовая сдача обновок после праздников.
- В такие дни особенно четко прослеживается так называемый "потребительский рэкет", - говорит директор Московского бюро товарных экспертиз Василий Неяскин. - Цель иных недобросовестных покупателей - взять вещь в "бесплатный прокат".
Как правило, это постоянные клиенты бюро. Их здесь знают в лицо. Блеснув в обновке на торжестве, в компании или даже относив вещь сезон, они несут ее на экспертизу. По закону сдать приобретение можно в течение двух лет с момента покупки. Нужно только доказать, что за время носки вдруг появился "скрытый производственный дефект". Если удастся, можно рассчитывать на возврат стоимости.
Иногда доходит до абсурда. Чтобы избавиться от надоевшей вещи без материальных потерь, взрослые вменяемые люди собственноручно коверкают качественные изделия. Профессиональному технологу выявить такого хитреца не составляет труда.
Однако, по мнению экспертов, даже появление недобросовестных покупателей можно назвать знаком все-таки скорее положительным. В такой форме народ осваивает преимущества, данные потребителю законом.
Общий рост обращений в бюро товарных экспертиз специалисты тоже истолковывают позитивно: "Люди становятся информированнее и увереннее защищают свои права".