"МИНИМАЛЬНАЯ ЗАРПЛАТА ДОЛЖНА РАВНЯТЬСЯ 5000 РУБЛЕЙ", -

- Сергей Владимирович, в Конституции записано: "Россия - социальное государство". Эта норма

- Сергей Владимирович, в Конституции записано: "Россия - социальное государство". Эта норма соответствует реальной действительности?
- Опросы общественного мнения, которые ставят задачу выявить в преддверии выборов самые важные проблемы, волнующие россиян, показывают, что примерно 37 процентов наших сограждан заинтересованы в развитии отечественной промышленности, 34 процента волнует вопрос о росте заработной платы. Чуть меньше, 32 процента интересуют социальные гарантии и пенсии. И существенно меньше - вопросы Чечни, безопасности, международных отношений.
Отсюда два вывода. Первый: Россия не является социальным государством, коль скоро людей волнуют социальные проблемы, а они не решены. И второй вывод: правительство, партии, которые действительно, а не на словах пекутся о благе людей, должны в приоритетном порядке заняться социальной проблематикой.
- Но и среди социальных вопросов есть первоочередные...
- Безусловно. Главная проблема, на мой взгляд, состоит в том, что труд, являющийся основой жизни человека, в нашей стране недостаточно оплачивается. Я имею в виду не только безобразные факты задержки заработной платы. Оплата труда вообще недопустимо низка.
Доля зарплаты в себестоимости продукции колеблется в пределах 10 процентов, тогда как в развитых странах она достигает 50-60 процентов. Минимальная зарплата в США, например, 5,15 долларов в час. А у нас 20 долларов в месяц. В среднем в месяц мы трудимся 168 рабочих часов. Желающий может сам посчитать, сколько же россиянин получает в час. 12 центов - унизительная цифра.
Между тем Международная организация труда (МОТ), в которую входят практически все государства и которая занимается регулированием трудовых отношений, определила, что минимальная заработная плата должна быть не менее 3 долларов в час - с учетом покупательной способности доллара в конкретной стране.
- Какой же сумме тогда, если следовать рекомендациям МОТ, должна равняться минимальная зарплата в России?
- Если пересчитать 3 доллара в час на стоимость хлеба или электроэнергии, то она должна быть не 600 рублей, как сейчас, а 5 000 рублей в месяц.
Таково требование и нашего избирательного блока. Аналогично подходим мы и к минимальным пенсиям. Чем выше пенсия, тем выше покупательная способность, тем лучше развивается экономика.
В то же время есть проблема, волнующая тех наших сограждан, кому до выхода на пенсию осталось менее 10 лет. На них не распространяется так называемая накопительная пенсия. Что мы предлагаем? Взяв за образец пенсионную систему Англии, надо принять закон, разрешающий работодателям делать взносы на дополнительную пенсию своим работникам, на которых не распространяются те или иные государственные нормативы. При этом сумма доплат к пенсии должна вычитаться из уплачиваемых этим работодателем налогов на прибыль.
- Но ваши оппоненты имеют резонный контраргумент: оплата должна быть по труду. Будет рост производительности труда, будет и рост зарплаты.
- Да, так говорят либералы, так говорят некоторые члены правительства, так говорят многие руководители предприятий. Но объясните: зачем работать предприятию, если никто не может купить его продукцию, если покупательный спрос населения низок? А раз нет спроса, то не будет и развития промышленности, экономики в целом. Оно просто лишается стимулов.
- И как вы отвечаете на этот вопрос?
- Первичной должна быть высокая зарплата, а вторична - производительность труда. Именно высокая зарплата стимулирует производительность и качество труда. Ряд авторитетных экономистов утверждают, что один процент роста покупательной способности населения дает восемь процентов прироста валового продукта. Мы настаиваем на кардинальном увеличении заработной платы как источника, как двигателя отечественной экономики.
Это же относится и к доле зарплаты в себестоимости продукции. Например, в такой процветающей отрасли, как электроэнергетика, возглавляемой самым главным либералом страны, доля зарплаты составляет лишь 7 процентов от себестоимости продукции. Если миллионам работников, занятых в этой отрасли, вдвое поднять зарплату, они смогут купить много хороших отечественных товаров. При этом себестоимость электроэнергии вырастет только на 7 процентов. Если вдвое поднять зарплату авиадиспетчеров, доля которой в себестоимости авиаперевозок составляет менее 1 процента, то билет на самолет стоимостью 4000 рублей подорожает всего на 20 рублей. Зато 9 тысяч авиационных диспетчеров не будут отвлекать от пультов управления полетами беспокойные мысли о том, как прокормить семью, где достать деньги на школьную форму детям и так далее.
- Но ведь у нас в стране создана развитая система льгот для многочисленных категорий граждан. Это тоже важная составляющая доходов.
- Действительно, в нашей стране законодательно установлены льготы для сотни категорий граждан. По закону каждую из льгот какой-нибудь бюджет должен оплачивать. Суммы подсчитать практически невозможно. Как следствие - коррупция, требования отменить льготы пенсионеров.
- И что же делать?
- На базе разработанной центром социальных технологий при СОЦПРОФ и другими организациями программы ввести для каждого льготника специальные пластиковые платежные карты, которые, являясь платежным документом, содержали бы информацию обо всех льготах, положенных данному гражданину. С тем, чтобы, например, при приобретении пенсионером продуктов в его любимом магазине "Ветеран" поступали деньги как самого пенсионера, так и деньги из бюджета, компенсирующие этому магазину разницу цен в сравнении с другими торговыми точками города. Они автоматически гарантировали бы снижение цен для ветеранов в этом магазине. То же самое - при расчетах за телефон, квартиру, городской транспорт, при внесении других платежей, по которым предусмотрены льготы и субсидии.
- Ваши предложения основаны на каком-то мировом опыте?
- Нет. Это наше, если хотите, ноу-хау. Но эта система проработана и внедряется в ряде регионов, не требует расходов ни для бюджета, ни для граждан. Она избавляет наших уважаемых ветеранов от необходимости унижаться перед чиновниками, выстаивать многочасовые очереди перед их окошками, лишает чиновников кормушки и приближает страну к понятию социального государства.
- Больной для миллионов людей вопрос - о платных образовании, медицинских услугах. Вы, разумеется, за бесплатные услуги?
- Я - да, но в обществе есть две полярные позиции. Одна: все должно быть бесплатно. Вторая: лечиться даром - даром лечиться. То есть за все хорошее надо платить. Не будем обсуждать банальности. Поговорим о конкретных вещах. Очевидно, что есть проблемы врачей, учителей и есть вопросы пациентов, родителей. Те и другие проблемы тесно связаны. Сейчас, например, существует норматив наполняемости классов - 25 человек. Всем известно о демографическом спаде, который переживает страна. Если несколько лет назад в каждой школе было по четыре параллельных класса, то сейчас - один, максимум - два. Ретивые начальники из Минобразования пытаются сокращать учителей, у которых не выполняется норматив загруженности класса. Но через несколько лет дети, дай Бог, снова появятся. А учителя уже будут уволены. Мы требуем отменить норматив наполняемости класса и сохранить всех учителей на их работе с сохранением заработной платы. Тем более что это не дает никакого расхода для бюджета.
Кроме того, мы требуем восстановить межразрядные коэффициенты единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетных организаций (ЕТС).
Дело в том, что в ноябре 2001 года по согласованию только с одним профсоюзом - ФНПР и вопреки позиции СОЦПРОФа правительство сократило международный коэффициент тарифной сетки с 10,07 до 4,5. Таким образом, разница между 8-м и 14-м разрядами (это те разряды, по которым оплачивается труд учителей) стала минимальной, и учитель потерял стимул для повышения квалификации.
В итоге учитель, чтобы сохранить доходы, вынужден набирать дополнительные часы, брать классное руководство, хуже - прирабатывать на стороне, что отрицательно сказывается на его трудоспособности, здоровье, да и на отношении к детям. Во многих школах просто-напросто вводятся дополнительные платные занятия. Поэтому следует восстановить прежнюю Единую тарифную сетку.
Точно так же требует радикального пересмотра система обязательного медицинского страхования (ОМС), из которой должна финансироваться работа врачей в поликлиниках. При нынешней системе из ОМС финансируется работа страховых компаний, но не врачей. Это, естественно, приводит к ухудшению медобслуживания, вынуждает пациентов платить деньги, а медиков брать их, то есть самое обычное лечение стало платным.
А что касается платного лечения в дорогих клиниках и платного образования в элитных школах, то глупо было бы выступать против этого. Раз есть люди, которые готовы платить за эксклюзив, - пожалуйста. Это ведь еще и дополнительные доходы в казну. Но нельзя по одним меркам мерить подавляющее большинство и подавляющее меньшинство населения. Это антисоциальные мерки. Даже средний класс у нас еще не настолько богат, чтобы платить по тысяче и более долларов в месяц за обучение и лечение.
- В Россию на заработки приезжают миллионы граждан из бывших республик Советского Союза. Их положение, социальный статус выходят за рамки интереса вашего профсоюза? Ведь они отнимают рабочие места у коренного населения.
- В сфере нашего внимания находятся также и социальные гарантии иностранных граждан, работающих на территории России. При этом неважно, гражданами какого государства или жителями какого российского региона они являются. Нас волнует положение тех наших сограждан, в том числе и по бывшему СССР, которые в поисках средств к существованию покидают родные места и работают в Москве, в других крупных городах под кличкой "рабочие иммигранты". Мы утверждаем, что эти люди не отнимают рабочие места у коренного населения. Они, как правило, трудятся там, где есть недостаток желающих работать из числа местных жителей.
И мы будем добиваться, чтобы эти достойные люди, работающие на благо России, имели равные с коренным населением условия труда, чтобы они защищались профсоюзами и чтобы работодатели обеспечивали им те же условия оплаты труда, социального страхования, что и коренным рабочим. Тем самым мы снизим возможность конфликтов между ни в чем не повинными людьми и защитим рабочие места, уровень оплаты труда коренного населения. Работодателям станет невыгодно брать приезжих, которые, в свою очередь, перестанут сбивать цену на рынке труда.
В нашей беседе мы логически подошли к теме более широкой, чем просто защита социальных прав граждан. Недавно Владимир Путин заявил, что Россия - это евразийская держава, мост между Востоком и Западом. И это должен быть мост дружелюбия. Не отторжения. Он должен укреплять экономическую мощь страны. Создание евразийского союза с общими границами, в котором будет проводиться единая финансово-кредитная политика, в котором будут законодательно обеспечены единые социальные стандарты, а граждане и капиталы смогут передвигаться свободно, как сейчас это происходит в Европейском Союзе. Кстати, многие партии используют в своих эмблемах карту. В агитационных материалах нашего блока "Великая Россия - Евразийский союз" также присутствует карта, но это карта СССР...
В страну, где живут бедные граждане, не придут инвестиции, а главное, она будет притягивать к себе в основном неквалифицированных рабочих, которые будут удовлетворены даже тем нищенским минимумом, который они имеют сейчас. Но нужно ли нам такое будущее? Россия должна проводить сильную социальную политику.