НЕ В ЛАДАХ С АРИФМЕТИКОЙ

Недавно в одной весьма уважаемой центральной газете была опубликована статья Бориса Немцова "Политика доходов - ключ к успеху". В ней автор предлагает очередной рецепт достижения всеобщего благосостояния, походя щедро разражаясь филиппиками в адрес политических оппонентов. Перепало от Бориса Ефимовича и идее перераспределения природной ренты, являющейся краеугольным камнем экономической программы блока "Родина". Досталось также лично мне, как ее автору и стороннику. Критики мы не боимся и готовы полемизировать. Однако поскольку Немцов обнаружил полную, с моей точки зрения, неосведомленность о предмете, о котором взялся рассуждать, хотел бы высказать по этому поводу несколько соображений.

Немцов пытается дискредитировать идею перераспределения природной ренты, жонглируя цифрами, взятыми если не с потолка, то, во всяком случае, из не вполне компетентных источников. Утверждается, что Глазьев, мол, предлагает изъять у экспортеров природных ресурсов (в первую очередь - нефтяников) 27 дополнительных миллиардов долларов, за счет чего пополнить бюджет и осчастливить страну, повысив всем пенсии, зарплаты и пособия. "Звучит красиво, - соглашается Борис Ефимович, - и привлекательно: "отнимем, поделим, заживем"! Да вот беда, - вздыхает он притворно, - насквозь лживо все это". Затем пускается в пространные рассуждения о том, почему, по его мнению, лживо. Но проверку на истинность как раз не проходят его собственные построения.
Большинство доказательных выкладок Немцова вызывает недоумение просто ввиду их полный внутренней противоречивости. Во-первых, почему нигде нет ссылки: где и когда говорил Глазьев о дополнительных 27 млрд. долларов, которые нужно изъять? Было бы неплохо указать источник (человек, обремененный, как Борис Ефимович, ученой степенью кандидата экономических наук, не может не знать об этом скромном требовании академической вежливости).
Во-вторых, Борис Ефимович и сам как будто признает, что 27 млрд. долларов - сумма, которую следует изъять не только у нефтяников, а у всех экспортеров природных ресурсов. Но в своих построениях упорно "изымает" злосчастные 27 млрд. только у нефтяных компаний! Не упоминая при этом, кстати, к какому году относятся его расчеты. А это весьма существенно: в 2002-м вся выручка нефтяников не только за сырую нефть, но и за нефтепродукты, составила 52 млрд. долларов, в 2003-м ожидаемая сумма выручки - 59,5 млрд. И хотя год еще не завершен, это как бы не считается (делить шкуру неубитого медведя весьма в духе правых).
Давайте, однако, предположим, что исходные данные Немцова верны и (цитирую оригинал) "выручка нефтяных компаний составляет 66 млрд. долларов в год. Из них компании платят 22 млрд. долларов налогов, еще 25 млрд. долларов составляют затраты на добычу, транспортировку, переработку нефти, зарплаты сотням тысяч работников отрасли. Таким образом, налоги плюс затраты равняются 47 млрд. долларов. Товарищ Глазьев предлагает изъять еще 27 миллиардов. В итоге имеем: 47 млрд. + 27 млрд. = 74 млрд. долларов при выручке 66 млрд. Обман очевиден", - заключает Борис Ефимович. И сетует на пресловутый "цинизм левых", обманом приманивающих голоса измученных нищетой россиян, которым, по выражению лидера СПС, "не до арифметики".
Между тем с арифметикой, судя по всему, не в ладах сам мой оппонент. Даже если следовать логике его собственных расчетов, то выручка без налогов и затрат будет равна: 66 млрд. - 47 млрд. = 19 млрд. долларов. Получается, что 19 млрд. долларов. все-таки можно изъять у нефтяных компаний? Но это не так, поскольку в расчетах Немцова совсем не учтены инвестиции. Предположительно прямые инвестиции в нефтяную промышленность составят в 2003 году около 9 млрд. долларов.
Следовательно, разницу 19 млрд. - 9 млрд. = 10 млрд. долларов можно дополнительно изъять у нефтяных компаний. Именно эта разница и есть природная рента, т.е. дополнительный доход, образующийся не благодаря деятельности предприятия, а в силу уникальных свойств соответствующих месторождений. И доход этот должен принадлежать государству как собственнику недр и полезных ископаемых.
Часть природной ренты по закону изымается государством в виде налогов. Возникает вопрос: сколько ренты нужно оставлять нефтяным компаниям? К примеру, в Норвегии государство изымает 80 процентов ренты нефтяного комплекса, в арабских странах - до 90 процентов и направляет ее на развитие экономики и повышение жизненного уровня всего населения.
В России, по расчетам наших экспертов, в нефтяном комплексе государством изымалось в виде налогов около 50 процентов фактических доходов в 2000 году и 62 процента - в 2001 году. Если у российских нефтяных компаний изымать 80 процентов ренты, то дополнительно можно получить порядка 9 млрд. долларов. Немцов утверждает, что без ущерба для инвестиционной деятельности нефтяной и газовой промышленности рост налогообложения может быть в пределах 3, максимум 4 млрд. долларов. Наши же расчеты показывают, что при учете производственных инвестиций в нефтегазовый комплекс рост налогообложения за счет изъятия 80 процентов ренты в условиях 2000 года составило бы около 10 млрд. долларов, в 2001 году - более 6 млрд. долларов, в 2002 году - более 10 млрд. долларов. При этом заметим, что ожидаемый рост в 2003 году значительно выше. (Правда, не стоит при расчетах путать производственные инвестиции с финансовыми вложениями, такими, например, как приобретение импортных футбольных команд и "звездных" игроков для них!)
В своей статье Немцов также пишет, что "удвоение зарплат и пенсий (в долларовом эквиваленте) в ближайшие четыре года абсолютно реально. Именно об этом говорил в одном из своих выступлений Егор Гайдар. А мы в этих вопросах Гайдару доверяем".
Борис Ефимович, а как вы думаете, доверяют ли Гайдару те миллионы и миллионы россиян, чьи деньги "сгорели" на сбербанковских вкладах в результате проведенной им либерализации цен 1992-го года? Другой ваш соратник, Анатолий Чубайс, тоже, помнится, обещал каждому гражданину России по две "Волги". Почему же у нас до сих пор столько народу ходит пешком? Однажды этой команде уже "доверили" - и получили не двукратный рост зарплат и пенсий, а их падение - гораздо больше, чем в два раза.
В целом же статья Бориса Немцова оставляет у меня впечатление некоего верхоглядства. Чего стоит хотя бы его лозунг: "С бедностью не нужно бороться - бедность надо просто сократить". Так и хочется продолжить любимой фразой шолоховского героя: враз и навсегда! Но когда это благое желание подкреплено не реальными расчетами, а лишь лихостью формулировок, на ум приходит не только революционный порыв Нагульного, но и бесконтрольные пассажи Хлестакова.
Немцов призывает власть "определиться", пугая ее дальнейшей бюрократизацией. Он жалуется, что "масштабы мздоимства составляют 40 миллиардов долларов в год в виде взяток и ущерба от них", не забыв прибавить, что "фактически это деньги, отобранные у пенсионеров, военных, бюджетников". Такая осведомленность не может не радовать. Ведь взяточничество - дело сугубо неправедное, по самой своей природе тайное, келейное. Оно не афишируется, в статьи расходов под собственным именем не заносится, а, стало быть, в официальной статистике не фигурирует.