БОЛЬШАЯ КОММУНАЛКА

Министр промышленности и энергетики Виктор Христенко на вчерашнем заседании правительства предложил меры по реанимации коммунального хозяйства. Их суть - создать в отрасли конкурентную среду и перевести предприятия и организации на работу в рыночных условиях.

Поскольку о подъеме жилкомхоза у нас говорят с начала 90-х годов, а трубы лопаются, краны текут и целые города сидят зимой без тепла, очередной возврат правительства к этой теме не удивителен. Диагноз ясен: жилкомхоз болен. Больной трудный и неуступчивый. В то время, как страна давно уже живет по законам рынка, ЖКХ пребывает в коммунальной квартире.
Сначала вице-премьер Александр Жуков, а вслед за ним и Виктор Христенко назвали цифры, свидетельствующие о запущенности недуга. В ЖКХ занято свыше четырех миллионов человек. Из 52 тысяч предприятий этого сектора 30 тысяч не знают, что такое приватизация. При этом уже 70 процентов домов и квартир - в частной собственности. Одно с другим никак не стыкуется.
Попытки реформирования жилкомхоза - как этапы большого пути, который пока никуда не привел. По словам В. Христенко, с 1992 года была создана законодательная база, сформировался рынок жилья, налажена система адресной защиты граждан по оплате коммунальных услуг. Было несколько указов президента и около 60 постановлений правительства. Однако в сферу ЖКХ бизнес так и не пришел. Поэтому продолжает разрушаться инфраструктура, коммунальное хозяйство в состоянии тотального финансового банкротства. Кредиторская задолженность - под 300 миллиардов рублей, дебиторская - 200 миллиардов. При этом труженики жилкомхоза прекрасно освоили опыт изъятия денег у населения напрямую. С сантехниками и электриками народ уже давно расплачивается наличными за любую услугу, даже некачественную.
Конечно, не везде все так плохо. Докладчик В. Христенко назвал несколько регионов, где созданы предпосылки для перевода ЖКХ в рыночные условия. Среди благополучных - Белгородская, Тюменская, Волгоградская области, Чувашия, Татарстан. Там снижены объемы потребления энергоресурсов, сняты проблемы по подготовке к зиме. Но в подавляющем большинстве регионов коммунальщики по-прежнему не несут никакой ответственности перед населением. А если говорить по большому счету, то, как подметил В. Христенко, "они заняты реанимированием того, что уже не подлежит реанимации". Это при том, что ежегодно в ЖКХ вбухивается почти 200 миллиардов. А услуги лучше не становятся.
Что делать? В Министерстве промышленности и энергетики считают: надо повсеместно создавать объединения собственников жилья. У нас 6 с половиной миллионов многоквартирных домов, а товариществ собственников всего 27 тысяч. А без таких заказчиков услуг коммунальщики лучше ловить мышей не станут. Следует также провести полную инвентаризацию объектов жилкомхоза, устраивать конкурсы на управление этим имуществом, совершенствовать законодательную базу, продолжить реструктуризацию долгов этого сектора. Впрочем, попытка реструктуризации задолженности коммунальщиков уже предпринималась, но должного эффекта не дала. Как считает В. Христенко, бюджетное финансирование льгот и субсидий граждан по оплате коммунальных услуг тоже надо усовершенствовать. Деньги рентабельнее отдавать не ЖКХ, а населению - тогда и толку будет больше.
При этом государству легче не станет. Критическая ситуация в отрасли еще долго будет требовать серьезного бюджетного финансирования. Христенко уверен и в другом: никогда наше население не сможет оплачивать жилищно-коммунальные услуги на сто процентов, средства на субсидии будут нужны постоянно.
Вице-премьер А. Жуков поинтересовался: если мы все это сделаем, то когда же хотя бы первые результаты появятся? Как пообещал министр промышленности и энергетики, через три-четыре года. Дожить бы.