НАТАЛЬЯ ПЕТРОВА: ОЧЕНЬ ТРУДНО С СОБОЙ БОРОТЬСЯ

12 лет назад она снялась у Валерия Тодоровского в картине "Любовь". Ее партнером стал совсем еще юный тогда Евгений Миронов. История любви интеллигентной еврейской девушки и простого русского парня пришлась в начале 90-х ко двору. Петрову узнали и признали. Косяком пошли заманчивые предложения. Ее лицо засветилось на обложках журналов Playboy и Vogue, в витринах магазинов модной одежды, салонов красоты... Снявшись еще в десятке картин, она вдруг пропала с горизонта. А не так давно снова возникла - уже не как актриса, а режиссер, выпускница Высших режиссерских курсов, ученица Александра Митты. Режиссерский дебют - фильм "Дорога" с популярнейшим Гошей Куценко в главной роли. А недавно Петрова закончила сценарий новой картины - семейной драмы по чеховским мотивам.

- Скажи, Наташа, насколько полезна режиссеру критика? Вспомни, как тебя просто били за "Дорогу".
- Сначала я чуть с ума не сошла - не ожидала... Была в шоке: за что? Но пинали-то люди, которых я не очень уважаю, а говорили добрые слова настоящие мастера - Инна Чурикова, Глеб Панфилов, Элем Климов... Любому человеку даются испытания. И один ломается - меня, мол, не поняли. И его добивают. А другого бьют и раз, и два, и три - а он встает. Для меня неважно, как человек упал. Для меня важно, что он встал.
- Но если ты стала режиссером, то зачем все-таки надо было себя снимать в главной роли?
- Ты знаешь, я перепробовала массу актрис, а потом сделала свои пробы, показала продюсерам. Мне не нужно было, чтобы в фильме кто-то ИГРАЛ. И мое лицо меня устроило фактурно. То, как я смотрю, как я существую в кадре. Когда я показала пробы, мои продюсеры сказали: "Работай".
- Ты сама-то верила, что сможешь осилить мужскую профессию режиссера?
- Я не фаталист, но... Если человеку что-то предназначено судьбой - он к этому придет. Если он услышит себя изнутри. Выходит, что верила.
- А тебе не мешало твое "рекламное" прошлое?
- Почему? Знаешь, когда у меня уже вышло несколько обложек, меня часто спрашивали, кто это все проплачивает. На самом деле спонсора никогда не было. Наверное, я была востребована как самодостаточная личность. Ничего страшного нет и в том, что я появилась на обложке "Плейбоя". Это в конце концов не "Пентхаус". К тому же это было шесть лет назад, и я была первая актриса, снявшаяся на обложке российского "Плейбоя". Почему я пошла на это? Из-за комплексов. Очень трудно с собой бороться, когда тебе кажется, что ты не такая совершенная... Кстати, в Америке, Франции, Италии замечательные актрисы, матери, звезды первой величины позируют для "Плейбоя" - Деми Мур, Шерон Стоун, Мишель Пффайфер, Катрин Денев... Согласись, неплохая компания. А одежду я рекламировала, потому что мне пообещали бесплатно одеть моих артистов. Все шло на пользу дела. В общем, мелькала я часто, и поэтому, возможно, сложилось впечатление, что меня везде много. А на самом деле в то время я училась на режиссуре у Митты.
- Мне сдается, ты с детства знала, чего хочешь...
- Мне в детстве часто говорили, что я не похожа на остальных. Видимо, я человек неколлективистский. И в то же время, например, водила класс прогуливать уроки. Мы шли в кино - там же играли мои любимые артисты... Когда меня выпускали из школы в Харькове, мне дали такую чудовищную характеристику, с которой и в тюрьму не возьмут. По ней я выходила антиобщественной личностью. Пришла домой, плачу. Мама прочитала - и долго смеялась. В результате мне дали с работы другую, хорошую характеристику: я подрабатывала в Доме моделей манекенщицей - тогда еще не было такого слова - "модель".
- Как тебя приняла Москва?
- Сразу и быстро, так хорошо, радушно, - не поверишь. Я столько обрела тут друзей! Я вообще обожаю Москву и москвичей. Для меня Москва и Киев - родные города. В Киеве я родилась, в Харькове оканчивала школу, в Москве - институт. В Москве живу столько же, сколько прожила на Украине, откуда уехала достаточно рано.
- А как ты справилась с харьковским говорком?
- Мне просто сказали преподаватели: или я работаю над "гыкающим" акцентом, или ухожу из профессии. Пришлось повкалывать. И через полгода у меня появилась чисто московская речь.
- Мы сейчас сидим в твоей новой квартире рядом с Щукинским училищем...
- Да, я ходила в Щуку мимо этого дома - сначала стройная, потом пузатенькая, потом родилась Полинка. Мы жили в коммуналке, я подрабатывала дворником и даже и не мечтала, что буду жить в этом доме. Но не прошло и десяти лет...
- Ты, наверное, не могла представить, что будешь ездить не на "жигуленке", а на пятисотом "мерседесе"...
- Конечно. Это у меня уже шестая машина - я вожу с 19 лет. Она огромная и мне нравится быть маленькой за рулем.
- А тебя не раздражает то, что парковаться здесь негде, да и вообще все это арбатское безумие?
- Давай помолчим секунду. Ты что-нибудь слышишь? Здесь тихо. К тому же в соседнем доме живет моя мама.
- Значит, Арбат стал и твоим отечеством?
- Да, я с Окуджавой совершенно солидарна: Арбат - это и мое отечество. Он всегда был для меня недостижим. Притягивал, манил. Я жила в других районах, но приезжала сюда погулять в переулочках... Архитектура здесь уникальная. Модернизм, классицизм, шехтелевские дома... Потрясающие особняки есть. Каждую дощечку, каждый кирпичик я выучила наизусть. Мне здесь безумно интересно.
- Осталось только все это снять в кино?
- Да... Хотя в "Дороге" я уже сняла Калининский - Новый Арбат. А знаешь, когда мечты сбываются, то результат уже не так важен. Важен процесс. Результат всегда мимолетен...
- Я знаю, что Полина еще в младенчестве слушала лекции в Щуке. Значит, вопрос с выбором профессии перед ней не стоит?
- Она хорошая добрая девочка, с косой... Я была более углубленная в себя, а она - нацелена в мир. У нее удивительно точные наблюдения: "Мамочка, я вижу, как ты трудно работаешь". Она хочет быть адвокатом - защищать людей от несправедливости. В свои 15 лет обладает повышенным чувством справедливости. Это чудо-человек, она мне друг, дочка, мама, она мне все. И ее личный дневник открыто лежит на столе - она знает, что я никогда в него не залезу....
А ведь я очень хотела сына. И даже когда мне ее показали в роддоме - я говорила упорно, что это мальчик. А потом поняла, как замечательно иметь девочку. Конечно, сын - это защитник и так далее, но девочки такие трогательные, нежные существа. Они очень любят папу. Я, конечно, сумасшедшая мама. Все время что-то у нее поправляю. А ей неудобно при людях - она уже выше меня ростом. А я понимаю, почему так. Когда я рассталась с первым мужем, мне нужно было куда-то девать тепло. И, конечно, оно все ушло на Полю - за двоих, за троих...
- Как Полина переживала развод родителей?
- Она спросила: "Мама, как же так?" Я ее посадила на кровать - просто киношная сцена. И говорю: "Смотри. Папа тебя любит больше всего на свете. Мама тебя любит больше всего на свете. Так случилось, что они больше не живут вместе, но ты для них самый главный человек в жизни". Все. Вопрос решился.
- Почему тебя почти не видно на людях?
- Я рано вышла замуж, нужно было шить, готовить, убираться, стирать - по-другому не получалось. Моя жизнь была не богемная - учеба, пеленки, съемки. Мама, Поля, муж, опять съемки. К тому же моя бабушка очень религиозный человек, держала меня в строгости. И догуливать потом не сложилось - тут же произошла следующая длинная красивая история, которая тоже вылилась в брак... И снова расставание. Но сейчас я думаю, что Господь милостив, я выйду замуж и рожу еще десять детей - это принципиально важно для меня.
- Признайся, у тебя никогда не было романа с поклонниками?
- С поклонниками? Нет. Хотя они у меня появились после "Любви". Но такие интеллигентные, милые - сунут цветы под дверь и убегут. Но было и страшновато - ведь тогда не только первые еврейские общины появились, но и "Память" Васильева. Я очень боялась, что меня где-нибудь побьют - за мою Машу из фильма.
- Какая у тебя интересная жизнь...
- Неровная, очень разная... Это не прогулка. Я принимаю радости, счастье и беду одинаково эмоционально. Невероятно радуюсь, невероятно расстраиваюсь, совершенно открыто очаровываюсь и печалюсь.
- А ты умеешь общаться с нужными людьми? Например, со спонсорами?
- Я достигла той роскоши свободы, когда если не хочу, то не общаюсь с неприятными мне людьми. Стараюсь так жить давно. Пусть я не посижу в ресторане с кем-то нужным - я все равно сделаю так, как мне хочется. Это будет дольше, труднее, но я сделаю.
- Какая-то ты несовременно-правильная...
- Пойми, я пытаюсь жить в соответствии со своими принципами. Это тяжело везде, но в кино особенно. С другой стороны, я вижу, что такая позиция, как ни странно, выигрышна... Иногда долгий тернистый путь и приводит к счастью. А те, кто получил все сразу, зачастую быстро все и теряют. И в сорок, и в пятьдесят лет жизнь дарит подарки. Мне в 33 года жизнь подарила такое потрясающее чувство! У меня сейчас такое ощущение, словно мне семнадцать!
- Похоже, ты снова влюблена...
- Мне бы не хотелось говорить об этом.
- Почему?
- Я слишком открыта, слишком очаровываюсь людьми. А потом очень тяжело разочаровываться. Сейчас только начинаю взрослеть, как ни странно...
- Влюбленность помогает в работе или наоборот?
- Мне всегда мешала. Я не могла ничего делать, пребывая в состоянии эйфории... А сейчас поняла, что помогает. Значит, это настоящее...