НАУКА УШЛА НА ПЕНСИЮ

Отток из страны талантливой молодежи продолжается. Причем если раньше Запад заманивал к себе 30-летних физиков, математиков или биологов, то теперь охотники за умами гоняются и за одаренными студентами старших курсов, и даже за школьниками. Как преодолеть старение российской науки? На этот вопрос попытались ответить участники заседания Российского общественного совета развития образования (РОСРО), состоявшегося в Высшей школе экономики.

Отечественную науку должна спасти ее интеграция с образованием. Этот тезис, как заклинание, в последние годы повторялся тысячекратно, но воз и ныне там. По сути, в стране существуют две обособленные науки: вузовская и академическая. В глазах здравомыслящего ученого сообщества это нонсенс. Причины следует искать в первую очередь в ненормальном финансировании. По данным экспертов Высшей школы экономики, сегодня на долю вузов приходится только 5 процентов общих затрат на научные исследования, что в 3 - 4 раза ниже, чем в ведущих странах мира. Как сказал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, "если ситуация не изменится, то через 7 - 8 лет мы получим совсем другой образованный класс". Уже сейчас многие академии и институты, теряя некогда мощный интеллектуальный потенциал, превращаются в чисто хозяйственные структуры. Проректор ВШЭ Леонид Гохберг привел шокирующую статистику: до 40 процентов сотрудников научных учреждений не имеют высшего образования.
Главным врагом прогресса, по мнению академика Сергея Капицы, является внутренняя закостенелость российских вузов и НИИ. Мы воспитываем молодых специалистов по старинке, не ставя перед ними новых научных задач. Необходимо, считает академик, более активно привлекать в Россию умы из сопредельных государств. Идея перспективная. Тем более что год назад Россия подписала Болонское соглашение, предусматривающее академическую мобильность студентов и преподавателей. Возможно, талантливая молодежь, живущая в Белоруссии, Казахстане или Украине, действительно захочет на какое-то время или навсегда связать свою научную карьеру с нашей страной. Но вот, скажем, профессор из Оксфорда или Гарварда вряд ли приедет читать лекции в Россию. Какую зарплату мы сможем ему предложить? Пять тысяч рублей? У нас принцип обучения не исследовательский, а так называемый потоковый. Посидели ребята в аудиториях, послушали пять лет преподавателей и - на выход. Между тем, как заметил академик Владимир Тихомиров, в США, на которые мы постоянно равняемся, наиболее эффективна именно вузовская наука.
Оптимистичную ноту в печальные рассуждения участников заседания внес директор центра "Биоинженерия" РАН Константин Скрябин. Вместе с коллегами он ищет талантливых студентов в региональных вузах, а затем учит их премудростям биотехнологии и прочим нужным современному ученому дисциплинам - к примеру, риторике. Результат превосходит все ожидания. Нечто подобное, по мнению Скрябина, могут проводить и другие научные учреждения.
РОСРО предлагает перейти от не оправдавших себя интеграционных программ к финансированию из федерального бюджета конкретных совместных исследований, к примеру, "НИИ - факультет вуза", "отдел НИИ - кафедра вуза". Все исследовательские проекты должны отбираться на конкурсной основе.