ДОРОГОЕ ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО

На коммуникативных тренингах врачи приобретают навыки менеджеров по продаже своих дорогостоящих медицинских услуг.

Есть врачебная байка. Идет обход в одной из московских клиник. Одной из пациенток сам Боткин рекомендует назначить бром. Ординатор говорит: "Но Сергей Петрович, мы этой пациентке назначали бром, он ей не помог!" Профессор отвечает: "Ваш бром не помог, а мой бром поможет". И говорят, что пациентка действительно выздоровела. Правда, ни у нее, ни у Боткина уже не спросишь, так ли все было на самом деле.
Сегодня для врачей существуют специальные тренинги по общению с пациентами. Чему же врачи на них учатся? Например, говорить с пациентами так, чтобы назначаемые врачом лекарства работали эффективнее, и больные выздоравливали быстрее. Именно историю о Боткине и его пациентке рассказывают многие врачи, побывавшие на подобных тренингах. Они уверяют, что с помощью подходящих слов реально помогают больному поправляться.
Наталья Соничева, кардиолог:
- Доброе слово ускоряет выздоровление пациента на 30%, это я говорю как врач. О тренингах для докторов люди или знают очень мало, или думают, что на этих занятиях учат врачей "высасывать" деньги у пациентов. Это не так, забота о пациентах, психологические аспекты отношений доктора и пациента - вот о чем рассказывают на таких тренингах.
Лобанов Евгений, невропатолог:
- Хорошее отношение врача к пациенту и лишнее доброе слово, безусловно, способствуют выздоровлению. Пациент - это такой человек, которому многого не нужно. Поговори с ним по-человечески, и вот он уже сам готов идти на поправку. Многие болезни люди с повышенной нервной возбудимостью надумывают, и иногда пациента нужно убедить, что он не настолько болен, как ему кажется. Тренинги для докторов очень нужны. Многие клиники не могут позволить себе отправлять персонал на них, но, я уверен, ведущим врачам, заведующим отделениями такое обучение просто необходимо. Многие врачи едут на них за свои кровные - и правильно делают.
КУПЛЮ ЖЕНЕ САПОГИ
Мнения врачей, побывавших на таких тренингах и научившихся лечить пациентов добрым словом, не могут не быть важными. Однако не все их коллеги убеждены в том, что от подобного обучения врачу может быть польза.
Олег Кукса, педиатр:
- Мне доводилось слышать о таких тренингах. Я скептически отношусь ко всей этой болтовне. Если врач закончил хороший медуниверситет и полюбил профессию, то его уже научили хорошему, доброму и светлому. Посмотрите, на кого рассчитаны эти тренинги? На людей, которые или ушли из профессии и не прочь вернуться, или собираются уходить, так как доход обычного врача не оправдал их ожиданий, а на тренингах обещают научить "зарабатывать". Я не отношусь ни к той, ни к другой категории, пациентов своих люблю и профессию тоже. Скажу честно: в любой поликлинике сидит врач, который за 15 тысяч рублей принимает за день больше 30 пациентов. Если с каждым, как объясняют на этих тренингах, врач начнет говорить по душам, то, вероятнее всего, он лишится рассудка. К тому же тренинги очень дорогие, я лучше жене сапоги зимние куплю.
Действительно, на подобных тренингах врачей учат не только вылечивать пациента с помощью общения, но и корректно объяснять ему, что "ничто так не укрепляет веру в людей, как предоплата". По словам одного из тренеров, каждый врач должен иметь свой "прайс-лист", и ему надо, во-первых, "послать пациенту месседж", что этот "прайс-лист" существует и заплатить необходимо, а во-вторых, заполнить его не символическими цифрами (иначе пациенты его просто достанут), а суммами, достойными его квалификации и усилий. Еще одна важнейшая задача врача, по словам тренера, - научиться объяснять пациенту, что врач занимается не вымогательством и, озвучивая стоимость лечения (чаще всего немалую), исходит из медицинской целесообразности, а не из коммерческой.
Олег Белый, бизнес-тренер, врач, кандидат медицинских наук:
- Люди не доверяют незнакомым врачам, везде ожидают подвоха. Врач назначает компьютерную диагностику за 10 тысяч рублей, а пациент недоумевает, то ли все настолько плохо, то ли врач процент с этого поиметь собрался. Пациент должен получить уверенность в том, что своему близкому человеку доктор дал бы точно такие же рекомендации. Мы, в частности, обучаем врачей и этому: первое - назначать только то, что действительно пациенту надо, назначать то, что назначил бы близкому человеку; второе - как объяснить пациенту, что ему это действительно надо.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НАДО?
Еще Михаил Жванецкий писал о том, что больные должны лечиться бесплатно, но только в том случае, если их не интересует результат. Если наш пациент до сих пор не убежден в том, что врачу надо платить, то почему бы самому врачу не научиться аргументированно его переубеждать? В этом вряд ли можно найти что-то предосудительное. Однако не все так просто. По словам одного из наших источников, на некоторых коммуникационных тренингах для врачей тренеры по совместительству являются и представителями фармакологических компаний, выпускающих достаточно дорогие лекарства. Эти лекарства не так-то просто продать именно из-за их цены. И в таких случаях тренеры (они же медицинские представители), во-первых, договариваются с врачами, посещающими тренинг, о проценте, который те будут получать, назначая пациентам эти препараты, а во-вторых, тут же учат врачей убеждать пациентов в том, что данные препараты лучшие и им просто необходимы. То есть обучают врачей банальным навыкам продаж. Скажем больше: в некоторых случаях подобные тренинги и появляются по инициативе фармакологических компаний и являются продуктом их маркетинговых департаментов. Именно так частенько поступает, в частности, один американский фармацевтический гигант, распространяющий, помимо прочего, крайне дорогие онкологические препараты. Так что тренер и врач порой почти сразу после знакомства становятся партнерами по бизнесу. Что тоже ненаказуемо.
КАК ПОПАСТЬ НА ТРЕНИНГ
l Санкт-Петербург. Компания A&B Consult проводит тренинги по эффективному взаимодействию с пациентом в рамках лечебного процесса.
Продолжительность тренинга: два рабочих дня (16 астрономических часов), пять дней по 3,5 часа. Состав группы: от 6 до 15 участников. Стоимость участия: 4000 рублей. Скидки для корпоративных клиентов в зависимости от количества участников.
l Москва. Компания "Бизнес Класс" проводит бизнес-тренинг "Как хорошему врачу преуспеть в любимом деле".
На этот тренинг допускаются только врачи по образованию.
Стоимость участия одного человека - 8500 рублей, имеются групповые, предоплатные скидки, а также скидки для физических лиц. В стоимость включены авторские раздаточные материалы, обеды, кофе-брейки.