Российское оружие лишается клиентов

Из-за отсталых технологий наша страна через 2–3 года начнет терять рынки вооружения в других странах

Россия продаст в 2010 году оружия за рубеж на рекордные 10 млрд. долларов. Эксперты уверены: через 2–3 года выручка оборонки от экспорта упадет, так как покупателям нужны новейшие технологии, которых у России нет.

По данным Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, российский военный экспорт достигнет в 2010 году 10 млрд. долларов. Это будет абсолютный рекорд за всю постсоветскую историю России. Так, в прошлом году оборонщики наторговали на 8,5 млрд. долларов, еще годом ранее — на 7 млрд., а в начале 2000-х годов эта цифра не превышала 2,5 млрд.

Тем не менее эксперты считают, что если говорить о тенденциях, то уже через 2–3 года Россия может резко потерять свои позиции в продажах оружия за рубеж. «Если раньше основным покупателем российской военной продукции был Китай, на который приходилось более 30% всех сделок, то теперь эта страна уже сама научилась производить большинство видов вооружений, которые ранее заказывала у нас, — самолеты, корабли, бронетехнику сухопутных войск. Так, в последние два года с Китаем у нас не было заключено ни одного крупного контракта», — рассказал «Труду» эксперт Центра анализа стратегий и технологий Дмитрий Васильев.

Выпадение Китая из числа крупнейших покупателей российского оружия удалось компенсировать за счет новых рынков сбыта, благодаря чему 2010 год и стал рекордным. Так, лидерами по закупкам в 2010 году стали Алжир, Венесуэла, Вьетнам, Сирия, ранее занимавшие скромное место в российском оружейном экспорте.

Так, недавно «Рособоронэкс-порт» подписал контракт на продажу 32 истребителей Су-30 Вьетнаму и 38 зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С1» Алжиру.

По словам главы «Рособоронэкспорта» Анатолия Исайкина, сейчас в России размещены экспортные заказы на 34 млрд. долларов. «Эта цифра позволяет смотреть на дальнейшие перспективы оборонной промышленности с оптимизмом», — полагает он.

«Это оптимизм на три года, а вот дальше вполне может случиться обвал», — утверждает Дмитрий Васильев. Проблема, по его словам, в том, что качество российской военной продукции уже сейчас начинает вызывать нарекания у ряда зарубежных стран.

Самое слабое место — электронная начинка традиционных «хитов» нашей оборонки — самолетов и бронетехники, заметно уступающая аналогичной продукции нашего основного конкурента — США.

В 2003 году Россия продала Индии три самолета дальнего радиолокационного обнаружения А-50 с израильской электронной начинкой. «В результате от этой сделки Россия получила 150 млн. долларов, Израиль — 950 млн.», — говорит Васильев.

«Только на продаже „железа“ мы долго не продержимся, — убежден также руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок. — Российской оборонке необходимо срочно модернизировать прежде всего отечественную радиоэлектронику».