Эй, Бетховен, иди на пенсию!

 Гарику Сукачеву не хватает себя самого, но только 17-летнего

 Сукачев в последние годы почти не общается с журналистами: говорит, не любит толочь воду в ступе, когда нет повода. В понедельник повод появился: наконец вышел его новый альбом «Внезапный будильник» на физических носителях (CD и винил) в шикарном оформлении. По такому случаю Гарик собрал представителей масс-медиа в РИА «Новости». Один из самых дорогих во всех смыслах рок-артистов под стать оформлению своего альбома выглядел шикарно и проследовал за центральный столик своей фирменной размашистой походкой а-ля тушинская шпана на отдыхе.

Первым делом Сукачев объяснил, почему не выпускал альбомов восемь лет: «Был занят в кинопроизводстве, снимал, потом – в театре «Современник» как режиссер-постановщик. Просто не было времени активно заниматься музыкой. С другой стороны, не было и горячего желания выпускать какую-либо пластинку. Тем не менее песенки же мы всегда пишем, и они валяются в столе».

«Неприкасаемые» готовы были выпустить альбом еще весной, но «долго работали над конвертом». Говоря о протестных настроениях в рок-музыке, Игорь Иванович удивил наблюдением: «Их нет нигде в мире. Рок – явление, ставшее уже классикой, если говорить о том, что было в ХХ веке. Есть еще люди, которые глаголом жгут сердца людей – у нас такой Шевчук, его концерт – это политический акт. А есть Борис Борисович Гребенщиков, который никого глаголом особо не жжет. Музыка сильна разнообразием. А эти «минуты роковые» – знаете, ну их на фиг. Столько мы их видели...»

И словно почувствовав, что разочаровывает молодежную аудиторию, добавил: «Я бы с удовольствием видел рядом с собой такого перца, каким был сам в 17 лет. А был я парнем, уверенным, что никакой мировой музыки до него просто не существовало. И что сейчас я пришел и в общих чертах покажу вам, как это примерно делается. Мы были большими наглецами – имею в виду группу «Бригада С» и себя лично... Таких ребят я обожаю: эй, Бетховен, подвинься, иди на пенсию, сейчас мы без тебя поиграем».
В завершение встречи Гарик Сукачев ответил на вопросы «Труда».

– Знаменитый дирижер и пианист Плетнев однажды сказал, что классическая музыка как живое искусство умерла и продолжит существовать как музей. Не происходит ли то же самое с классическим роком?

– Может, не с той ноги встал Плетнев в тот день? Не может классическая музыка никуда исчезнуть, стать застывшим искусством. Даже монументальное искусство не застыло навсегда, хоть его и называют застывшим в камне. Так или иначе, любое искусство развивается. Это не редкий вид животных, который вымирает. Это духовная потребность человека. Мы с вами – ребята с уже седыми волосами, мы не бываем там, куда ходят наши дети и внуки, как мы когда-то ходили втайне от своих родителей. У нас был свой мир: любимые группы, художники, поэты, и все мы спорили о них до кровавых соплей. Нет обделенных поколений и никогда не было. Мы просто не знаем этих ребят. Может, они собирают в своих клубах огромное количество поклонников? Дайте какое-то время, чтобы ребята с этих концертов стали старше и мы бы их узнали.

– Вы планируете записать альбом песен Высоцкого, но сегодняшняя молодежь часто не представляет, что он за поэт, и не понимает, о чем он пел.

– Я с вами совершенно не согласен. Конечно, может такое быть, что я общаюсь с молодежью меньше вашего. Но знаю, что особенно после выхода фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой» огромное количество молодежи стало слушать Высоцкого. А можно послушать «Наше радио», там то и дело дают молодые группы, которые играют Высоцкого. Это удивляет, а с другой стороны – респект и уважуха. Я очень рад, что вышел этот фильм. Он вызвал взрыв интереса к личности Владимира Семеновича именно у молодежи. Потому что мы-то знаем и можем оценивать его работы, а они этого не видели, не знали.

– Ваш альбом только сейчас вышел на CD, но все, кто хотел, его уже скачали. Гребенщиков прямо говорит: спасибо пиратам, они доносят музыку до людей. А вы что по этому поводу думаете?

– Была такая великая американская группа Grateful Dead, они разрешали приходить на концерт с магнитофонами и записывать каждый концерт любому желающему. Большего количества пиратских изданий нет ни у одной группы в мире. Так вот, мы в России – все Grateful Dead.

– Когда вы писали песни этого альбома, ваше настроение отличалось от настроения предыдущих альбомов? И вообще, жизненная философия, отношение к важным вещам у вас за последние годы поменялись?

– Мое отношение к основополагающим вещам всегда фундаментально. Применительно к этому альбому – конечно же, когда я работал с музыкантами и с художником Георгием Ованяном, я использовал одно слово: это должно выглядеть тревожно. Но слово оказалось беднее жизни – когда мы работали над альбомом, трагически погиб сын Димы Певцова Даня. Он играл у нас в спектакле («Анархия» в «Современнике» в постановке Сукачева. – «Труд»), и, когда я узнал об этом, написал песню «Птица». За одну минуту. А потом уже в студии сняли клип. То есть жизнь вторглась самым трагическим образом. Единственный человек из нашей группы, который никогда это (показывает пластинку «Внезапный будильник». – «Труд») не держал в руках, – Саша Митрофанов (недавно скончавшийся ударник «Неприкасаемых». – «Труд»). Ему в день нашего концерта в Москве 40 дней будет. Может быть, я говорю велеречивые слова, но это слишком серьезно, то, что находится внутри. Там много веселого и беззаботного, но есть некоторые вещи, которые невозможно пережить, ты будешь к ним возвращаться и возвращаться, это твои собственные потери. Что-то сделано легко и весело, а что-то с огромной тоской – когда это только что произошло. Уверяю вас, я очень не хотел бы никогда в жизни ни кино так снимать, ни спектакли так ставить, ни пластинки так записывать. Но почти всю мою жизнь я живу именно в условиях невосполнимых потерь. А может, так и должно быть. Простите, если я как-то начал вас огорчать. Жизнь продолжается, завтра будет солнце...

Гарик угадал: во вторник Москву заливало редкое для октября солнечное сияние.