БОГАЧИ ЗАДОЛЖАЛИ СТОЛИЦЕ

Почти 140 тысяч москвичей не подали вовремя декларации о своих заработках в этом году. Напомним, делать это должны все, кто имеет не один источник доходов. Среди "уклонистов" бытует убеждение: если хотя бы раз "засветишься" в налоговой инспекции, тебя потом всю оставшуюся жизнь будут "отслеживать", обдирать, как липку.

Но многие из тех, кто не пожелал чтить Налоговый кодекс, уже сильно об этом сожалеют. Потому что действительно "засветились". Столичные налоговые инспектора к 1 ноября разыскали 37 тысяч граждан, не отчитавшихся о своих заработках за прошлый год, и заставили их выполнить этот долг. А должок приличный - 1,3 миллиарда рублей. Теперь эта сумма в бюджете города. Попутно выявили еще свыше 4,5 тысячи забывчивых налогоплательщиков, которые не предоставили декларации о доходах за 1998 год.
Начальник отдела организации работы по налогообложению физических лиц московского Управления Министерства РФ по налогам и сборам Георгий Карамаев в беседе с корреспондентом "Труда" заявил, что если задолжавшие государству граждане не будут откликаться на приглашение посетить налоговую инспекцию, им позже придется иметь дело с налоговой полицией. Тем более что "уклоняться" до бесконечности невозможно, так как сведения в инспекцию предоставляют не только работодатели, но и, скажем, соседи, участковые, коллеги, другие, если так можно выразиться, "добровольцы". Иные их презрительно называют "стукачами", завистниками, но факт остается фактом: от глаз людских ничего не скроешь. Сдаешь ты сегодня тихой сапой кому-нибудь квартиру, получаешь от квартирантов доход и не делишься с государством. Так вот, будь уверен: обязательно найдутся на лестничной клетке доброхоты, которые рано или поздно кому надо об этом сообщат. В столичном управлении МНС говорят, что таких случаев все больше. Особенно если арендаторы жилья ведут себя шумно и вызывающе, доставляют какие-то неудобства соседям.
Тем гражданам, кто упрямо не желает иметь дело с налоговой инспекцией, Георгий Карамаев настоятельно рекомендует заглянуть в Налоговый кодекс. Там, между прочим, черным по белому написано, что в течение трех лет с момента получения доходов "уклонисты" могут быть в любой момент привлечены к ответственности. Сначала - к административной. А и там - и к уголовной.
Поступления подоходного налога с физических лиц за 1998 год составили в Москве свыше 27 миллиардов рублей. Львиная доля этой суммы перечислена работодателями. Но и налоговые органы постарались: изъяли в пользу казны, используя разные источники информации, недособранных налогов 1 миллиард 470 миллионов. Кстати, эта сумма могла быть гораздо больше, поскольку в столице плотность богатеев на порядок больше, чем в других российских городах. Но есть одно "но", о котором Георгий Карамаев говорит откровенно. Тот же эстрадный бомонд спит спокойно, так как у налоговых инспекторов претензий к "звездам" нет и пока быть не может: Мосгордума в 1996 году любезно разрешила им вместо уплаты подоходного налога, который напрямую зависит от величины доходов, оплачивать так называемый патент на концертную деятельность. Стоимость его, по мнению Карамаева, просто смехотворна: за первый год работы на эстраде - тысяча с небольшим рублей, за второй - две тысячи, а далее - ежегодно по четыре тысячи. Это при том, что иногда заработок от выступления в одном концерте у "раскрученных" любимцев публики составляет многие тысячи долларов.
Если бы такая, с позволения сказать, льгота была предоставлена столичной Думой только эстрадным артистам. Но ее имеют многие, у кого весьма приличные доходы от предпринимательской деятельности. Это, например, экономисты, бухгалтеры, юристы, аудиторы, оказывающие консультационные и другие услуги различным коммерческим, финансовым структурам, политическим организациям. Георгий Карамаев приводит пример: один московский аудитор три года назад заплатил подоходный налог на сумму свыше 150 миллионов рублей. Было с чего платить. А потом взял патент, отстегнул казне какие-то копейки - живет припеваючи.
Карамаев комментирует эту ситуацию так: столица - единственный субъект Федерации, где стоимость патента не приведена в соответствие с размерами доходов граждан, получаемых от определенных видов деятельности. В итоге свыше 30 тысяч жителей белокаменной, половина из которых очень даже богатенькие люди, не доплачивают государству вот уже три года подряд огромные суммы денег. Во всех остальных регионах стоимость патента на каждый вид деятельности зависит от того, насколько она прибыльна.