ОЖИДАЕМОЕ И НЕОЖИДАННОЕ

На достаточно короткой дистанции выборов губернатора Тюменской области неожиданно появился новый участник. Не исключено, что внезапность его появления оказалась неожиданной и для него самого.

В начале этой недели информационные агентства Уральского федерального округа с нескрываемой радостью сообщили, что перспектива скучных выборов с заранее предсказуемым результатом Тюменской области не угрожает, и у Леонида Рокецкого объявился наконец достойный соперник. Желание стать губернатором выразил первый зам. представителя президента в Уральском округе Сергей Собянин. Но обрадовались этому только журналисты, поскольку в противном случае им было бы просто не о чем писать. Остальных это, скорее, ввергло в задумчивость, поскольку такое противопоставление не сулит области ничего хорошего. Вряд ли это нужно областной экономике, которая находится в достаточно сбалансированном состоянии, областным политикам, расстановка сил среди которых уже определилась. Не нужно это и избирателям, уставшим от политической борьбы "наверху".
Очевидно, кому-то нужен не конкретный результат, а шумный всплеск, подобие политического скандала. По прогнозам авторитетных экспертов, результат выборов здесь в достаточной степени предсказуем, поскольку отрыв действующего губернатора от остальных претендентов в соответствии с последними социологическими замерами достаточно большой. Косвенно это подтвердили и "медведи", которые в последнее время служат своего рода "индикатором" отношения власти к тем или иным кандидатам. Региональная организация партии "Единство" уже выступила в поддержку Леонида Рокецкого, заручившись соответствующим решением центрального политсовета и успев собрать 91 тысячу подписей в поддержку губернатора. Но вот внутри нижневартовской местной организации нашлось 14 человек, образовавших группу в поддержку Сергея Собянина.
Такая диспропорция в уровне политической поддержки (целая организация против 14 человек) уже сама по себе весьма показательна.
Властная вертикаль
Результаты региональных выборов в этом году в целом совпадают с предварительными прогнозами аналитиков. Победу в провинции, как правило, одерживают те кандидаты, которые готовы строить президентскую вертикаль власти. Смена же губернаторов происходит обычно в неблагополучных регионах. Пример - Калининградская область с ее непомерно высоким уровнем преступности, наркомании и проституции. Провалы на выборах действующих губернаторов в таких регионах - не прихоть Кремля. К этому избирателей подталкивает сама жизнь. Замечено также, что президент не любит, когда его имя используют кандидаты. Формально тех, кого принято называть "выдвиженцами президента", в региональной элите нет, потому что В. Путин сам пальцем ни на кого не показывает. Но вместе с тем в каждом субъекте Федерации избиратели неплохо разбираются в том, кто завоевал в Центре реальный авторитет и поддержку. Это могут быть и действующий губернатор, и новый кандидат. Но и тот, и другой должны иметь реальный вес в регионе.
В благополучных регионах губернаторы, как показывает практика, остаются на своих местах. Достаточно вспомнить недавно прошедшие выборы в таких регионах, как Самара или Новгород, где действующие главы областей победили вполне уверенно. Тюменская область относится как раз к благополучным субъектам Федерации: супердонор федерального бюджета, один из крупнейших промышленных регионов страны, не имеющий особых социальных проблем.
Этап передела собственности здесь, кажется, уже прошел. Крупные компании успели выстроить с региональной властью достаточно структурированные отношения. Так что бизнес-элита практически целиком на стороне губернатора Рокецкого.
Наиболее сильные позиции в Тюмени занимают нефтяные и газовые компании. Собственно, тюменские автономии и делятся на газовую (Ямало-Ненецкий АО) и нефтяную (Ханты-Мансийский АО). Взаимодействие двух автономных округов с областью - очень тонкий механизм, который Рокецкий вместе с руководителями автономий выстраивал годами. Серьезные сепаратистские тенденции в Тюменской области удалось заглушить осенью 1996 года, после указа Бориса Ельцина о проведении в области единых выборов и решения Конституционного суда, признавшего вхождение Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов в Тюменскую область. В этом году прочные позиции Рокецкого в национальных автономиях подкрепились фактом его выдвижения в губернаторы коллективом крупнейшей в Ханты-Мансийском округе компании "Сургутнефтегаз".
Все вышеизложенное позволяет действующему губернатору чувствовать себя достаточно уверенно. В области сохранилась политическая стабильность, а он сам неизменно входит в список наиболее влиятельных глав российских регионов. Так, в этом году Рокецкий вошел в президиум первого состава Государственного совета, которому предстоит выстроить всю систему работы этого нового федерального органа.
А кто его знает?
Бывший же глава Ханты-Мансийской Думы Сергей Собянин постарался предстать перед избирателем в наиболее презентабельном виде, в роли чуть ли не государева помазанника. Позволяют ему это сделать активно распространяемые в области слухи, что его якобы поддерживают Кремль и лично президент. Такой "выход в белом" явно застал местных аналитиков врасплох. Ни Собянин-чиновник, ни Собянин-политик никогда не числился в оппозиции областной власти, тем более оппозиции системной. Да и весь его хозяйственный опыт в основном укладывается в недолгую работу в городе Когалыме. Однако имидж стойкого борца за интересы тружеников Собянину прививать, похоже, и не собираются. Тактика выбрана более простая. В последние дни жителям Тюменской области начали втолковывать, что Собянина, мол, поддерживает Москва.
Запущена и другая схема "раскрутки" экс-спикера Ханты-Мансийской Думы. Сергей Собянин - заместитель Петра Латышева, наместника президента в Уральском округе. Электорат подталкивают к такому силлогизму: раз за Собяниным - Латышев, а за Латышевым - президент, то и сам Собянин... В общем, как говорится, понимающему достаточно. А если все это и не так, то поди потом разберись после выборов. Петр Латышев, даже при всей любви к своему первому заму, реальной поддержки ему оказать не может, так как рискует оказаться в неудобном положении. Кроме того, у Латышева с Рокецким давно сложились рабочие отношения. Обсуждается даже возможность переноса резиденции представительства Петра Латышева в Уральском округе из Екатеринбурга в Тюмень.
Фальстарт
Команда Собянина уже успела допустить "фальстарт". В областную избирательную комиссию поступила жалоба от жителей Тюмени, в которой говорится, что по городу уже распространяются листовки в поддержку Собянина, где написано что-то вроде "защитим интересы Севера любой ценой". Допускавший и до этого довольно радикальные высказывания по проблеме суверенитета северных регионов, Собянин вряд ли добьется этим поддержки Центра. К тому же заниматься листовками еще рано - официального старта кампании не было, и кандидаты еще даже не зарегистрированы.
Лиха беда - начало
Поскольку в самой Тюмени серьезных причин для всплеска предвыборных эмоций не существует и крупные политические силы давно находятся в равновесии, их следует искать, скорее, не в самой Тюменской области, а за ее пределами. Во всяком случае, все события, предваряющие предвыборную кампанию в Тюменской области, говорят именно об этом. В любом случае чиновник аппарата полпреда в принципе не должен давать повод думать, что за ним на выборах стоит лично президент. В таком виде российская демократия окажется просто недееспособной. И опаснее всего то, что предвыборные "разборки" могут привести к непредсказуемой ситуации - спровоцировать затухшие было конфликты между автономиями. Сегодня даже сама идея очередного "парада суверенитетов", зародившаяся под "соусом" выборов, может обернуться переделом собственности и свести на нет усилия президента по восстановлению вертикали власти.
Впрочем, избиратели уже научились самостоятельно "разгадывать" подобные ситуации. Примеров тому - более чем достаточно.