ПАХНУТ ЛИ ДЕНЬГИ ОТ ПРИВАТИЗАЦИИ?

Украинской приватизации повезло больше, чем в свое время российской. России на том этапе пришлось обойтись без иностранного капитала (его боялись, он сам боялся) - и многие предприятия были отданы в частные руки чуть ли не за копейки. Результат известен. Бюджет не получил реальных денег на социальные программы. А главное - случайные, несолидные покупатели не смогли (а многие и не захотели) стать эффективными собственниками. Последствия "расхлебываем" до сих пор.Украине легче - она может учитывать российский опыт. Стране срочно нужны деньги, но западный капитал туда пока практически не идет. Зато немало желающих появилось на востоке.Кого из них выбрать в партнеры - вот в чем вопрос.

Запорожский алюминиевый комбинат (ЗАлК) выставлен на продажу по стартовой цене 166,7 млн. гривен (около 32 млн. долларов) за 68-процентный пакет акций. Ввиду повышенного интереса к нему со стороны нескольких компаний украинские власти надеются получить больше (называется цифра в 300 млн.гривен). Но по условиям конкурса победитель должен будет к тому же погасить долги комбината (около 86 млн. долларов), а также заняться его реконструкцией (некоторое оборудование работает уже более 50 лет). А это, согласитесь, достаточно резко снижает привлекательность комбината для потенциальных покупателей и инвесторов.
Тем не менее в России они имеются. Одним из главных претендентов на предлагаемый к продаже государственный (контрольный) пакет акций "ЗАлКа" стал... Волжский автозавод. Причем "АвтоВАЗ" не только сам решил участвовать в приватизационном конкурсе по "ЗАлКу", но пошел на этот конкурс в "связке" с одним из мощнейших российских финансовых учреждений - Внешэкономбанком и опытнейшим трейдерским холдингом "Арлан".
Самому "АвтоВАЗу" Запорожский комбинат нужен уже потому, что это свой, давний, можно считать, вполне "вазовский" поставщик продукции для производства "Жигулей". Комбинат и сегодня поставляет в Тольятти до 35 тысяч тонн алюминия в год, или около трети всего выплавляемого металла. Это не случайно. Более трех десятков лет назад, еще на стадии подготовки проекта автомобильного производства в Тольятти, Запорожский алюминиевый был специально переориентирован на поставки металла "АвтоВАЗу" (все сплавы привели в соответствие спецификациям FIAT).
Увы, в последнее время связи оказались частично порушены, и "АвтоВАЗ" вынужден покупать отдельные сплавы на Красноярском алюминиевом заводе, что для автомобилестроителей менее удобно и менее выгодно.
- Мы хотели бы восстановить и укрепить взаимодействие с "ЗАлКом", - говорит председатель совета директоров "АвтоВАЗа" Владимир Каданников. - Это выгодно и Украине: производство автомобилей на ВАЗе стабильно растет, в нынешнем году будет выпущено не 675 тысяч штук, как планировалось, а 710 тысяч. Причем Украина уже стала первым по величине экспортным рынком для ВАЗа. В прошлом году здесь было продано около 48 тысяч машин, а потенциальная емкость украинского рынка составляет не менее 80 тысяч автомобилей. Естественно, если цена на них будет держаться в разумных пределах.
Для удержания цен на тольяттинские малолитражки ВАЗ разработал и успешно реализует целевую программу. В частности, приобретение контрольного пакета акций Запорожского алюминиевого комбината позволит ВАЗу иметь в производственном цикле собственные мощности по производству алюминиевых сплавов. "Такой тип интеграции является мировой тенденцией в алюминиевой промышленности", - утверждает В.Каданников.
Добавим, что ВАЗ к тому же реализует в Украине сборочный проект - на Луцком автозаводе, где в перспективе можно будет выпускать до 20-25 тысяч автомобилей в год. То есть с переходом под контроль "АвтоВАЗа" Запорожский комбинат будет обеспечивать своей продукцией и украинских автомобилестроителей.
Мощная финансовая поддержка обеспечена ВАЗу в этом проекте Внешэкономбанком России. Хотя финансисты не ожидают здесь скорой отдачи.
- Мы понимаем, что нельзя сейчас купить "ЗалК" и просто "откачивать" доходы. В этом случае предприятие умрет через определенное время. Мы понимаем, что завод требует инвестиций, представляем себе размеры этих инвестиций и готовы их вкладывать, - сказал председатель Внешэкономбанка Андрей Костин.
Но это не значит, что банк готов вкладывать в покупку Запорожского комбината "любые деньги".
- У нас есть своя оценка стоимости "ЗАлКа", выше которой мы не пойдем, - говорит А. Костин. - К сожалению, как показывает опыт России, иногда получается так, что очень крупные инвестиционные программы, которые записывают претенденты, остаются нереализованными. А мы не стремимся написать фантастические вещи, чтобы их потом не выполнять...
Одним словом, ничего несбыточного, предлагаемого лишь для победы в конкурсе (а там хоть не рассветай!) триумвират "АвтоВАЗ" - Внешэкономбанк - холдинг "Арлан" не обещает. Зато в уже поданной заявке предусмотрены весьма существенные и главное - реальные (!) инвестиции в реконструкцию комбината. Тем более что недавно ВЭБ достиг договоренности с итальянскими банками и итальянским Государственным институтом по страхованию внешней торговли (САЧЕ) о возможности привлечения связанных кредитов (за счет которых можно финансировать поставки в Россию оборудования и т.д.) на сумму до 2 млрд. долларов под собственные (ВЭБа) гарантии.
- Если мы победим в тендере по приватизации "ЗАлКа", - сказал А.Костин, - то рассмотрим возможность привлечения этих итальянских кредитов для расширения мощностей комбината.
Кроме того, добавил председатель ВЭБ, "нельзя забывать, что на Запорожском комбинате уже сегодня задействовано итальянское оборудование, полученное по кредитной линии, предоставленной под гарантии Укрэксимбанка. (Кредит давно просрочен, а платить комбинату пока нечем. - А.П.) Нам будет легче вести переговоры с кредиторами "ЗАлКа" об отсрочке погашения этой задолженности, так как у нас тесные деловые связи с итальянскими банками и большой опыт в реструктуризации долгов".
И, наконец, третий участник этой группы - трейдерский холдинг "Арлан" для Запорожского алюминиевого комбината тоже не новичок. Именно "Арлан" в течение нескольких последних лет, по сути дела, поддерживал комбинат, что называется, "на плаву". В этот период подавляющее большинство компаний всеми правдами и неправдами внедряло в алюминиевую промышленность России и стран СНГ так называемые толлинговые схемы (когда на завод поставляется "давальческое сырье" и забирается продукция, а сам завод получает лишь весьма скромные деньги за работу). Трейдеры "Арлана", напротив, работали с Запорожским комбинатом по "антитоллинговой" схеме, поставляя ему сырье и покупая (!) у комбината готовую продукцию - все это по нормальным, рыночным ценам.
А с 1992 года "Арлан" стал и одним из основных поставщиков литейных алюминиевых сплавов и цветного проката на "АвтоВАЗ", с объемами поставок до трех тысяч тонн в месяц. Теперь с Запорожским алюминиевым комбинатом "Арлан" связывают особые, далеко идущие планы - прежде всего переориентация комбината на производство продукции высокой степени переработки, вплоть до полуфабрикатов и готовых узлов.
Как говорит генеральный директор холдинга Аркадий Большаков, созданный для участия в приватизации "ЗАлКа" консорциум, состоящий из "АвтоВАЗа", Внешэкономбанка и "Арлана", является оптимальным стратегическим инвестором для комбината. Здесь соединились воедино и крупнейший потребитель продукции, и обладатель финансовых ресурсов, способный к тому же привлечь необходимых зарубежных партнеров, и мощная управляющая компания, сумевшая объединить интересы всех участников проекта.
Увы, история российской приватизации весьма бедна на такие примеры. Киеву здесь повезло больше: если, конечно, он намерен учиться на чужом - в данном случае российском опыте, на наших ошибках...