КТО НАГНАЛ ТУМАН В СОЛНЕЧНУЮ ДОЛИНУ

Гленн Миллер - музыкант культовый. Гений американца, открывшего свою неповторимую формулу созвучия инструментов и вокала, навсегда выделил его оркестр из ряда прочих джазовых коллективов. Вспыхнувшая в конце 30-х годов звезда миллеровского джаза была так ярка, что ее не смог пригасить даже безвременный уход из земной жизни самого Гленна Миллера (он погиб в авиакатастрофе, случившейся при загадочных обстоятельствах над водами Ла-Манша в 1944-м). Великолепный биг-бэнд, к счастью, остался жить и сохранил традиции, заложенные маэстро. К нам мелодии оркестра Гленна Миллера пришли после войны вместе с трофейными лентами великого свингового мюзикла "Серенады солнечной долины", и надолго стали популярными.Известие о том, что в Москву приезжает знаменитый оркестр, всколыхнуло российских любителей джаза. Однако начало гастролей было омрачено скандалом.

Только накануне концерта, на пресс-конференции, выяснилось, что оркестр-то вовсе не американский. "Штатовский" биг-бэнд, который существует со дня основания его Миллером, оказывается, не имеет права гастролировать за пределами своей родины. А в Москву под именем "Оркестра Гленна Миллера" прилетели английские музыканты. Но на афишах, анонсирующих джазовое шоу, они изображены на фоне американского флага, и принадлежность джазового коллектива Соединенному королевству нигде не обозначена.
Понятно, что такой факт не мог остаться незамеченным столичными шоу-бизнес-эстетами. Известный в музыкальных кругах критик и продюсер Алексей Баташев не преминул вывести гостей "на чистую воду". В запале он, без особой щепетильности, обвинил организаторов гастролей - компанию "Милленниум", а заодно и сам оркестр, в умышленном обмане российских меломанов. Последовавшее за этим амбициозное выяснение "кто есть кто" имело к искусству джаза уже весьма опосредованное отношение. Разговор как-то подозрительно быстро стал переходить в перепалку типа "а ты кто такой?". Уровень реплик наводил на мысль о вульгарных цеховых разборках...
Кого-то эта ситуация, может, и позабавила. Но только не Рея Мак Вэя, художественного руководителя оркестра, который пришел на встречу с журналистами. Растерянный и подавленный перебранкой, немолодой английский джазмен мало походил на авантюриста. Когда ему наконец дали слово, оно выглядело как униженное оправдание - что вряд ли было уместно, ведь главный "аргумент" - игру оркестра всем только предстояло услышать.
Выяснилось: имя великого музыканта английский (по происхождению) джаз-бэнд носит вполне законно. Присвоить его еще в 88-м году предложил своим британским коллегам глава американского оркестра Гленна Миллера. Число поклонников творчества знаменитого оранжировщика и композитора со временем не умаляется. Так что оркестр-двойник, обретя соответствующую лицензию, может с успехом гастролировать по миру. Наивно было бы думать, что предложение американцев не диктовалось коммерческим интересом: ведь лицензия у них приобретена не бесплатно. Однако, видимо, вопрос об уровне мастерства музыкантов был для наследников Гленна Миллера все же достаточно принципиальным.
Остается добавить, что "Оркестр Гленна Миллера" под руководством Р. Мак Вэя показал московской публике прекрасный исполнительский класс. Выступил в стиле и традициях легендарного биг-бэнда. Музыканты, в большинстве своем уже убеленные сединами, были тем не менее озорны и неутомимы, как и подобает настоящим джазменам. "Браво!" - то и дело выкрикивали слушатели и рукоплескали солирующим тенор-саксофонисту Джонни Эвансу, тромбонисту Теду Барнету, ударнику Оби Орну...
Концерты прошли с успехом, несмотря на все, что этому мешало: неудобоваримую акустику и мало подходящие джазу гигантские размеры Государственного Кремлевского дворца, безобразную работу звукорежиссеров; зияющий "пустотами" неоправданно дорогой (в 3-6 тысяч рублей за билет!) партер... и скандал, омрачивший эти гастроли.
А лучше всех в этой истории показал себя бравый майор американских ВВС Гленн Миллер. Уж он-то к "потасовке" вокруг своего имени точно не имеет никакого отношения.