НАЕМНИКИ И ЗАКОН

Пишут, что в Афганистан едут из России воевать и чеченцы, и русские. Одни - на стороне талибов, другие - против талибов. Говорят, что одно иностранное посольство даже вербовало у нас наемников для войны на стороне Северного альянса. Как расцениваются все эти действия с позиции международного права? (Виктор Корецкий, Москва).

В международно-правовой сфере существует несколько документов, касающихся наемничества или содержащих положения о наемниках. Например, в Декларации Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 года, принятой при активном участии СССР, подчеркивается, что "каждое государство обязано воздерживаться от организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства".
В статье 47 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г., касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов (принят 8 июня 1977 г., Россия - участник), приводится определение понятия "наемник". В ней также предусмотрено, что наемник не имеет права на статус комбатанта (лица, входящего в состав вооруженных сил воюющего государства и принимающего непосредственное участие в военных действиях), а соответственно и военнопленного.
Конвенция же 1989 года, принятая в рамках ООН, запрещает вербовку, использование, финансирование и обучение наемников и ставит вне закона всех лиц, осуществляющих эти действия.
Уголовный кодекс Российской Федерации (статья 359) предусматривает уголовную ответственность за вербовку, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемников, а равно их использование в вооруженных конфликтах или военных действиях.