МАРК УРНОВ: БЫТЬ НАЦИОНАЛИСТОМ - ЗНАЧИТ БЫТЬ АНТИПАТРИОТОМ

В советские времена многие воспринимали патриотизм как нечто добровольно-принудительное, навязываемое сверху, вроде как вместо колбасы и колготок. Нужен ли нам патриотизм сегодня, когда прилавки забиты товарами, но в обществе обострены, скажем, антикавказские настроения? Об этом в беседе с корреспондентом "Труда" рассуждает известный политолог, председатель правления фонда "Центр политических технологий" Марк УРНОВ.

- Марк Юрьевич, актуальна ли вообще тема патриотизма сейчас, в эпоху мировой интеграции, тотальной глобализации?
- Патриотизм необходим здоровой человеческой психике. Мы все живем в культурных и языковых общностях. Несмотря на тягу мира к унификации, остаются пласты культуры, которые не будут затронуты процессом глобализации еще многие поколения. Это и семейные отношения, и закрепленные в языке особенности мировосприятия, и повседневная мораль. Любой человек, переезжающий из страны в страну, чувствует это воочию, кожей.
- Российскую интеллигенцию традиционно обвиняют в отсутствии патриотизма. Обоснованно?
- В XIX веке русская интеллигенция была склонна "молчаливой укоризной стоять перед Отчизной". Отношения с властью она строила по принципу "мы - они" и считала, помимо прочего, позором доносить на террористов, которые метали бомбы в представителей власти. Советская интеллигенция с некоторых пор это "мы - они" тоже освоила. Правда, открыто критиковать режим и поддерживать его врагов смелости хватало лишь немногим. Но в условиях тоталитаризма даже "кухонное недовольство" порождало свои моральные плоды. Что же касается позиции "мы - они" в нынешних условиях, то это, считаю, либо откровенная пошлятина, либо диагноз, либо психологическая драма людей, сформированных тоталитаризмом и не способных адаптироваться к условиям политической свободы. Первое достойно презрения, второе и третье - сожаления. С моей точки зрения, патриотизм - это не фонтанирование по поводу несовершенства мироздания в целом и своего отечества в особенности, а конструктивная, терпеливая работа по улучшению общества, в котором живешь.
- Где грань между патриотизмом и национализмом? Являются ли патриотами чернорубашечники из РНЕ, скинхеды, "нацболы"?
- Ну что вы! Конечно, нет. Убежден, что в наших многонациональных условиях быть националистом - значит быть антипатриотом. Распространение национализма ведет к гибели страны. Россия сможет развиваться нормально только в том случае, если будет пробуждено гражданское самосознание, если россиянин будет чувствовать себя человеком, ответственным за свою судьбу и судьбу страны, а не озлобленным хорьком, который пытается выделиться из массы, говоря, что у него в жилах течет лучшая на свете кровь. Впрочем, практика показывает, что жесткий национализм реально угрожает принципам демократии, только если охватывает больше десяти процентов населения. А у нас даже в тяжелейших социальных условиях конца 80-х - начала 90-х годов антисемитизм, например, был куда меньше распространен, чем в стабильных европейских странах.
А вообще усиление национализма во многом провоцируется тупостью, полной недальновидностью современной международной политики. Поведение западных государств на мировой арене напоминает сборище шпаны в подворотне - слабого постоянно норовят пихнуть в спину. В условиях противостояния развитой цивилизации и наступающего терроризма, современная международная политика продолжает быть - усилиями элит некоторых западноевропейских стран - предельно узколобой, эгоистичной. Двойные стандарты, предрассудки, самолюбование, позерство, отсутствие стратегического мышления, погоня за мелкой "выгодой" - это среда, в которой национализм и экстремизм находят для себя достаточно пищи и "согрева".
- Прошлый век - век распада многонациональных империй. Начиная с Австро-Венгрии, заканчивая СССР, Югославией. Смогут ли мирно ужиться в составе нашего государства народы, разные и по укладу жизни, и по религии?
- На самом деле для населения России норма - именно условия многонациональной страны. Российская империя имела колоссальный опыт сосуществования различных культур. Правда, Советский Союз многое подпортил, пытаясь смягчить национальные и культурные различия до того, чтобы они оставались только на уровне ансамблей народного танца.
Большевистская национальная политика не только замазывала национальные различия и конфликты, убирая националистов в лагеря, но еще и создала огромное количество "мин замедленного действия". Я имею в виду и переуступки территорий между национальными республиками, и насильственные переселения народов. Это привело к чудовищным последствиям - межнациональным конфликтам, "параду суверенитетов" и в итоге - распаду страны.
Однако в Российской Федерации до последнего времени в межнациональных отношениях преобладала терпимость. Поэтому страна и выжила как единое государство после распада советской империи.
- Но не без потерь? События в Чечне, антикавказские настроения, заметно усилившиеся в последнее время, особенно после захвата заложников в Москве...
- Неизбежности межнациональных столкновений на территории России сегодня нет. Не тот градус накала. Вероятнее всего, опасность массового негативизма к "кавказцам" вскоре осядет. Общественное мнение очень отходчивое. Любая остервенелость в обществе, если ее не подкармливать разрушительной пропагандой, достаточно быстро проходит.
Другое дело, что межнациональная рознь нагнетается сознательно - националистическими, профашистскими структурами, дикарями на нижних этажах власти, которые, пользуясь своим положением, безнаказанно унижают людей "нетитульных" наций. Грешны в этом и некоторые средства массовой информации. Сколько лет уже нет цензуры, но такое впечатление, что кое у кого из журналистской братии остался эдакий глуповатый детский задор избежавшего ремня проказника. Как во время Французской революции 1848 года: "Пойдемте выпускать зверей из зоопарка, звери тоже должны быть свободны..."
- Какой сейчас должна быть государственная политика, чтобы русские и татары, якуты и чеченцы ощущали себя россиянами, "суверенитетами" не баловались, погромы на "инородцев" не устраивали?
- Готов в качестве примера указать на современную многонациональную страну, где уровень патриотизма населения очень высок. Страна существует уже довольно долго, процветает и распадаться не думает. Я имею в виду Соединенные Штаты Америки.
- Но Америка делится на штаты, и там один президент, а у нас - национальные республики вперемежку с областями, и президентов - вон сколько...
- В Соединенных Штатах нет государственного деления на национальные образования, но в общественном сознании оно присутствует - в крупных городах там существуют этнические общины, а то и целые кварталы итальянцев, китайцев, поляков. Однако, заметьте, все они себя называют и ощущают американцами.
Мне кажется, государственные строительство и идеология России будут развиваться в похожем направлении. Но дьявол, как известно, прячется в деталях. Если сейчас, на фоне процессов, которые у нас происходят, предложить национальным республикам стать областями, - ничего, кроме дополнительных проблем, это не создаст. Цель же такого пути - не ущемляя национальной самобытности народов, создать единое универсальное правовое пространство. По этому пути мы уже начали двигаться, "обнимая" национальные и территориальные образования рамками более крупных структур - федеральных округов во главе с полномочными представителями президента. Какими темпами пойдем и с какими трудностями еще столкнемся, - жизнь покажет.