СНОВА "ФИЗИКИ" В ПОЧЕТЕ,

Ректор крупнейшего вуза России - Уральского государственного технического университета Станислав НАБОЙЧЕНКО утверждает, что в последние годы спрос на инженеров непрерывно растет, поэтому и конкурс большой: в прошлом году на место претендовали в среднем 4,6 абитуриента, в этом - 4,8, а по отдельным специальностям - до 50.

- Станислав Степанович, чем, по-вашему, объясняется ажиотажный спрос на ваших выпускников, на технические специальности вообще? - спрашиваю ректора.
- Естественными потребностями развития общества. А его фундаментом являются производительные силы - те специальности и отрасли, которые создают материальный продукт. Именно на них формируется база для развития других, тоже востребованных, но непроизводительных направлений, таких, как культура, образование, юрисдикция, правоохранительная система... Не будет прочной базы - не будет этих надстроек.
В годы перестройки и позже мы излишне увлеклись "гуманизацией" образования. Посмотрите, сколько появилось негосударственных вузов, и все они гуманитарного направления. Это и понятно: подготовка "лириков" требует меньших материальных вложений. Ни один из нынешних негосударственных вузов не способен выполнить функцию инженерного образования, объективно в них нет условий для формирования грамотного специалиста. Посмотрите, ни в одном частном вузе Екатеринбурга нет спортзала, библиотеки, не говоря уже о лабораториях, испытательных стендах и прочей "машинерии".
Сейчас в ряде отраслей промышленности наметилось оживление и спрос на кадры. Мы внимательно смотрим, кто стоит на бирже. Выпускников с дипломами уральского политеха (раньше наш вуз так назывался) там единицы, зато переизбыток экономистов, бухгалтеров, юристов...
- То есть ваши выпускники уходят влет?
- Сегодня немало примеров, когда уже на пятом курсе нет свободных ребят - всех разобрали по предприятиям. К нам постоянно приходят запросы о поставке кадров механического, строительного, металлургического профиля. Со многими крупными фирмами - УГМК (Уральская горно-металлургическая компания), Газпромом, Свердловэнерго, Трансгазом и другими - у нас заключены договоры на целевую поставку специалистов, и ребята с первого курса "приписаны" к ним. До 90 процентов наших выпускников устраиваются на предприятия области.
Более того, по ряду специальностей потребность превышает выпуск специалистов в 1,5-2 раза. Мы не успеваем готовить кадры, поэтому проводим систему ускоренной подготовки инженеров: за 2 - 2,5 года обучаем тех, кто проработал на производстве несколько лет, имеет хорошую практику, но у них отсутствует теоретическая база. Мы ее обеспечиваем и получаем сильных, авторитетных специалистов.
- Подчиняется ли конъюнктуре повышенная потребность в инженерных кадрах?
- Конечно, пройдет 5-7 лет, мы насытим рынок, и спрос будет снижаться.
- И как вы готовитесь к периоду "застоя"?
- Высшее образование должно впитывать в себя последние достижения науки, имеющие внедренческий потенциал. Поэтому мы говорим, что каждый педагог должен заниматься научной работой, давать студентам новую информацию, прокладывая мостики в будущее. Чтобы у студента сформировалась не только идеология усвоения, но и способность к самообучению и прогнозу. Иначе он останется заторможенным специалистом, востребованным лет семь, до очередного витка технического прогресса. А дальше его придется заново обучать.
- Ваши студенты охотно занимаются научной работой?
- Сейчас мало кто из молодежи идет в науку, в преподавание, потому что не видят финансовой перспективы. Сегодня у доцента, профессора материальное обеспечение ниже, чем, допустим, в промышленности. У нас средняя зарплата по институту - 7 тысяч рублей, а в отдельных отраслях промышленности - 10-12 тысяч. Поэтому преподавательский состав стареет. Чтобы сохранять и умножать научный потенциал, необходим системный подход к финансированию высшего образования. Сегодня такого нет, а ведь без помощи государства многим вузам не подняться. Мы учим студентов, вкладываем в них знания, но многие процессы не можем продемонстрировать на современном оборудовании. Его просто нет. И здания старые, участились пожары в учебных корпусах...
- То есть вопрос только в финансировании?..
- Мы нацелились на стратегические перспективы. Большинство местных вузов подписалось под предварительным соглашением о реализации глобального проекта "Большой Евразийский госуниверситет" - БЕГУ, предполагающий создание вуза нового поколения. В лесопарковой зоне нам уже выделена площадка, где предполагается выстроить университетский городок: жилые и учебные корпуса, научные лаборатории, спортивные сооружения, медучреждения, магазины, зона отдыха... Цена вопроса - миллиарды, но если растянуть финансирование лет на десять, идея вполне реальна. Согласования на уровне города и области мы уже получили, студенческий городок внесен в перспективный план развития Екатеринбурга.
- За образец вы взяли иностранцев - Оксфорд или Кембридж?
- Именно такая планировка развития характерна для всех западных университетов, в том числе и государственных. Поскольку высшее образование изначально создавалось за рубежом, не стоит стесняться смотреть на Запад. Еще Маяковский учил: "Глазами жадными цапайте все то, что у нас хорошо и что хорошо на Западе".