ВЗЛЕТ БЕЗ ПОСАДКИ

На прошлой неделе Межгосударственный авиационный комитет (МАК) обнародовал итоги расследования июльской катастрофы самолета А-310 в Иркутске, в которой погибли 125 человек. Главный вывод: во всем виноваты погибшие летчики, совершившие роковые ошибки при посадке. Вместо перевода двигателя в режим торможения они случайно вывели его в режим разгона. В минувшую пятницу в статье "Газ и тормоз" "Труд" поставил под сомнение полноту и объективность этой экспертизы.

По мнению редакции и опрошенных нами авиационных специалистов, есть веские основания полагать, что корни аварии заложены в конструкторских просчетах европейского концерна "Эрбас", создавшего А-310. Пилотскую кабину там спроектировали таким образом, что рычаг управления реверсом оказался недопустимо близко от рычага газа. Именно по этой причине погибший командир корабля Шибанов допустил роковую ошибку. Увы, вчера Россия оказалась на грани новой драмы, обстоятельства которой могли быть подозрительно похожи на ту, что случилась 9 июля. Снова Иркутск, снова А-310, снова рейс номер 778 авиакомпании S-7 (бывшая "Сибирь").
Вчера утром к взлетно-посадочной полосе иркутского аэропорта опять с воем сирен неслись "скорые" и пожарные машины. На заходящем на посадку лайнере, на борту которого было 193 пассажира, не сработал сигнал о выпуске левой стойки шасси. Была надежда, что в пилотской кабине просто не загорелось соответствующее табло. По команде диспетчера "Иркутскаэроконтроля" экипаж на предельно малой высоте сделал контрольный проход над летным полем. Земля пилотов не успокоила: было хорошо видно, что А-310 действительно стал "одноногим". В 8 часов 19 минут по московскому времени в аэропорту объявили тревогу. Однако экипаж с помощью резервной системы гидравлики сумел справиться с ситуацией. Закапризничавшую стойку удалось выпустить, и через 8 минут А-310 благополучно приземлился. Но главный вопрос - надежность самолетов этого типа, которых только в компании S-7 c десяток, - остался. И, стало быть, остались сомнения в объективности экспертов МАКа и их странной благосклонности к продукции концерна "Эрбас".
Свою точку зрения по этому поводу высказал заслуженный летчик-испытатель, кандидат технических наук, Герой Советского Союза Александр ЩЕРБАКОВ:
- Тридцать три года в летно-исследовательском институте имени Громова я испытывал различные типы самолетов. И для меня истинная причина июльской катастрофы А-310 очевидна. Допустил летчик того самолета ошибку? Да, допустил. Но ошибка - следствие совершенно неудовлетворительной компоновки пилотской кабины лайнеров этого типа. Если, действуя одним рычагом, пилот может случайно привести в действие другой - это грубейшая, вопиющая конструкторская ошибка. Расположение комплексов управления, вызывающих противоположные ответные реакции самолета, должно абсолютно исключать их одновременное использование.
Вероятно, сыграло свою роль и то, что самолет вылетел из Москвы с неисправным реверсом левого двигателя. Правила эксплуатации А-310 такое допускают, но это обстоятельство значительно усложнило действия летчика на скоротечном этапе пробега при посадке. Поэтому значительная часть вины за катастрофу лежит на концерне "Эрбас" и тех, кто сертифицировал погибший самолет. То есть на МАКе. Это тем более очевидно, что выкатывания за пределы взлетно-посадочной полосы именно этого лайнера имели место и раньше. Чего комиссия не могла не знать.
Выводы комиссии МАКа, свалившей все на летчиков, не только ошибочны, но и аморальны. Оправдывая "Эрбас", комитет оставляет опасность повторения подобных трагедий на таких самолетах в дальнейшем. Какие бы отношения ни связывали МАК и фирму "Эрбас", членам комиссии следовало бы подумать и об этом.
На подозрения в "особости" этих отношений наталкивают и результаты расследования МАКом майской катастрофы лайнера А-320 "Армянских авиалиний" под Сочи. Напомню, при уходе на второй круг и развороте тот самолет не дотянул до полосы и с высоты нескольких сот метров рухнул в море. Погибли все 113 человек, находившиеся на борту. Официальный вывод экспертов МАКа: летчик утратил контроль за пространственным положением аэробуса. Снова, значит, виноват пилот. Это ошеломляет не меньше, чем результаты расследования случившегося в Иркутске. Дело в том, что в кабине А-320 нет штурвалов и центральной ручки управления. Самолет пилотируется двумя джойстиками - примерно, как игровая приставка. Один под левой рукой у левого летчика, другой - под правой у правого. Причем существует режим, когда команды на рули могут быть выданы с обоих пилотских кресел одновременно. Конструкторский порок, похожий на мину замедленного действия! Если левый летчик создает левый крен, а правый летчик, желая скорректировать его действия, перемещает свой джойстик вправо, рули остаются в нейтральном положении! При этом самолет несколько мгновений фактически неуправляем. Поскольку между джойстиками нет механической связи, командир не способен мгновенно понять что происходит. Тем более при заходе на посадку в сложных метеоусловиях, когда все внимание на контроль курса и глиссады... Да на малой высоте. На это требуется несколько секунд. Уверен, при заходе на посадку армянского А-320 в Сочи этих секунд и не хватило.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
В минувший понедельник появились новые свидетельства серьезной озабоченности российских властей проблемами авиационной безопасности. К увольнению представлен глава Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Валерий Салеев. Есть сведения, что свой пост скоро вынужденно покинет и глава Росавиации Александр Юрчик.
КСТАТИ
Авиастроительная компания "Эрбас" приняла решение к лету будущего года прекратить выпуск самолетов А-310. А пока производство лайнеров этого типа продолжается лишь в грузовом варианте. Одновременно начато переоборудование уже выпущенных пассажирских самолетов этого типа в грузовые.
Последний пассажирский самолет А-310 был поставлен "Узбекским авиалиниям" в 1998 году.