07 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

БРАВИССИМО, МАЭСТРО!

Зимина Ирина
Опубликовано 01:01 29 Ноября 2006г.
Концертом, посвященным Александру Гауку, первому из великих дирижеров Госоркестра Союза ССР открылась серия исторических вечеров в Большом зале консерватории, которую без преувеличения можно назвать одним из самых эффектных "спецпроектов" юбилейного сезона прославленного коллектива.

Александр Васильевич Гаук находился за пультом Госоркестра с 1936 по 1941 год. Его дирижерская карьера была разрушена войной: советский гражданин с немецкой родословной был отстранен от занимаемой должности. Между тем всего за одну "пятилетку" он успел создать первоклассный коллектив с прочными традициями, которые так дороги и нынешнему руководителю оркестра Марку Горенштейну и его творческим партнерам. Недаром Николай Луганский называет Госоркестр "самым русским из ныне существующих симфонических коллективов с потрясающе певучим и экспрессивным звучанием". А Гия Канчели, доверяя свою музыку Госоркестру, уверен, что "с появлением Марка Горенштейна коллектив возвратил себе былую славу и достойно носит имя Евгения Светланова".
Программа концерта, составленная из сочинений контрастных по смыслу и звучанию, была прямо или опосредованно связана с творчеством Александра Гаука, который всегда испытывал живой интерес к музыке современников. Более того, оставил нам несколько произведений собственного сочинения и был превосходным мастером оркестровки. В 1942 году Гаук осуществил рискованный эксперимент: "расписал" для оркестра "Времена года" П.И. Чайковского. Риск заключался в том, что фортепианные шедевры, как правило, не терпят оркестрового насилия. Достаточно вспомнить "Картинки с выставки" Модеста Мусоргского: все существующие оркестровки все же искажают авторский замысел. Работая над "Временами года", А. Гаук ощутил колоссальный оркестровый потенциал в этих маленьких шедеврах большой музыки. А Марк Горенштейн осмыслил эту музыку, как гимн всему лучшему, что существовало в патриархальной русской жизни.
Следуя лучшим традициям Госоркестра, сложившимся за 70 лет, маэстро Горенштейн не оставляет без внимания музыку современную и музыку современников.
В программе прозвучали Второй фортепианный концерт Сергея Прокофьева, в котором солировал блистательный Николай Луганский, и сочинения Гии Канчели - 5-я симфония "Памяти родителей" и "Ночные молитвы" (солист Юлий Милкис) из цикла "Жизнь без Рождества".
Считается, что самое трудное для дирижера - играть в присутствии автора, а самое трудное для автора - слушать то, что получается. Как правило, оба бывают недовольны. Счастливым исключением оказался творческий союз Марка Горенштейна и Гии Канчели, который считает, что маэстро "досконально воссоздает все детали его сложнейших партитур".
Как это часто бывает у Канчели, оба сочинения звучат в очень медленных темпах. Это "пролонгированное" состояние одиночества, это голос человека, живущего в разлуке с Богом, это медитация на тему "жизнь и смерть", в которой мы в этот вечер приняли участие все вместе, соборно. И, кажется, успели сделать несколько шагов, поднимаясь по невидимой лестнице, ведущей к небу. Не это ли есть высшее предназначение искусства, которому маэстро Горенштейн служит так истово и достойно.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников