02 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НЕ НЕФТЬЮ ЕДИНОЙ

Лобачев Вячеслав
Опубликовано 01:01 29 Ноября 2006г.
Целью этого форума было обратить внимание бизнесменов на бурно развивающуюся промышленность Югры, начать сертификацию производства с постепенным уходом от сырьевой зависимости в сторону переработки углеводородного сырья и твердых полезных ископаемых, улучшить материальное благополучие и комфортность проживания населения округа. Было подписано более двадцати соглашений и инвестиционных проектов с администрацией ХМАО на сумму, превышающую 50 миллиардов рублей.

ЛИЦОМ К ЧЕЛОВЕКУ
Рассказом о людях начал свое выступление губернатор Югры Александр Филипенко. Он подчеркнул, что средний возраст жителей округа составляет 32,4 года. Территорию осваивает уже четвертое поколение коренных северян. По приросту рождаемости ХМАО прочно закрепился в первой десятке регионов России. Более 20 тысяч маленьких югорцев появляется на свет ежегодно. И это при том, что население округа составляет около полутора миллиона человек - один процент всего населения страны.
Администрация ХМАО делает ставку на молодежь, всячески поддерживая молодое поколение социальными программами, в которые входят: доступное жилье, трудоустройство выпускников учебных заведений, помощь молодой семье... "Живи и работай. Строй свою жизнь" - вот основной призыв руководства округа, обращенный к молодежи.
Югра находится в центре России, а ее территория сопоставима с размерами Франции. Удачное географическое расположение позволяет успешно развивать транспортные коридоры, строить комфортное жилье, наращивать объемы производства.
Участникам форума были предложены более 20 направлений, в которые было бы целесообразным вкладывать инвестиции. На первое место вышло предложение по изготовлению собственного продукта. Ведь здесь почти все привозное, а потому и цены на товарную продукцию заметно превышают общероссийские.
Тем не менее производство валовой продукции в прошлом году достигло почти трех триллионов рублей. По этому показателю Югра сопоставима с Москвой и Санкт-Петербургом, вместе взятыми. А душевое производство регионального продукта превышает этот показатель в Соединенных Штатах. Так что, Америка, трепещи!
НАСТУПЛЕНИЕ НА УРАЛ
Еще в 1998 году в администрации ХМАО родилась задумка по освоению Приполярного и Северного Урала. Однако при более углубленной разработке проекта выяснилось, что одной Югре поднять его не по силам. Нужна помощь. Она пришла в лице территорий, прилегающих к Уралу. Так региональный проект перерос в федеральный, получивший название: "Урал промышленный - Уралу Полярному".
В апреле 2004 года на выездном заседании Госсовета в Салехарде президент России Владимир Путин дал добро на его реализацию. Началась большая подготовительная работа. Как говориться, семь раз отмерь... И вот приближается время старта. Остается за малым - еще раз проверить и уточнить все согласования.
Сурова природа Полярного Урала, но удивительно красива. Красива той красотой, которую можно встретить у мужественных и честных людей. Полярный Урал географы условно делят на Северный, Приполярный и Полярный. Их границы весьма расплывчаты и плавно переходят из одной природной зоны в другую. Северный и Приполярный принадлежат Югре. В этих безлюдных местах сосредоточены огромные запасы полезных ископаемых. Помимо нефти и газа, открыты десятки и сотни месторождений хрома, железа, угля, марганца, меди, золота, платины, редкоземельных металлов, фосфоритов, кварцитов, бокситов, самоцветов... На территории Полярного Урала обнаружены практически все виды полезных ископаемых, которые хранятся в земных недрах. По осторожным прогнозам геологов, запасы оцениваются в 340 миллиардов долларов. При детальной разведке основных месторождений можно ожидать и увеличение этой цифры, ведь геологическая изученность территории региона составляет всего 25 процентов.
Геологоразведка и горнодобывающая промышленность - вот еще два направления, куда требуются инвестиции. Только как взять, как вывести на большую землю сокровища Уральских гор? Здесь не обойтись без транспортной составляющей. Сегодня уже практически построена автодорога Пермь - Серов - Ханты-Мансийск - Томск. Ее участок, пролегающий по территории Югры, чуть-чуть не дотягивает до тысячи километров и почти полностью построен за счет регионального бюджета. Применяя военную терминологию, его смело можно назвать прифронтовой полосой для наступления на Урал.
Следующая трасса свяжет Тюмень с Салехардом. Ее строительство будет сопряжено с большими трудностями, в первую очередь связанными с многовековой мерзлотой. Как приспособиться к этому явлению, обсуждалось на форуме. Опыт позволяет надеяться, что автодорожники справятся с этой задачей - даже "Жигуль" спокойно преодолеет это пространство.
Самой сложной автодорогой, видимо, станет трасса, проложенная вдоль восточного склона Уральского хребта. Она будет бежать параллельно железной дороге Полуночное - Обская. При строительстве потребуется перелопатить миллионы кубометров грунта, взорвать выходы горных пород, сделать ее пригодной для большегрузных автомобилей. За этой трассой - будущее региона.
И все-таки начало начал - железная дорога. Ведь планируется пустить составы вдоль Полярного круга, сделать несколько ответвлений, соединить Салехард с Норильском. Проектировщики не забывают и о "южных" широтах. Известно, что Трансиб перегружен. Как считают аналитики, главная железнодорожная артерия страны через несколько лет может оказаться закупоренной тромбом. Уже сегодня часть грузов по Трансибу приходится переводить на Северный Казахстан. А это значит: пошлины, налоги и все с этим связанное. Другая страна - другие законы. Поэтому Сибирской магистрали необходима альтернатива. Ею сможет стать новая железная дорога, берущая начало с западного участка БАМа, а далее выходящая на Усть-Илимск - Белый Яр - Нижневартовск - Ханты-Мансийск - Нягань - Обскую губу - Архангельск.
Но это в перспективе. А реально вот-вот начнется строительство главной магистрали проекта "Урал промышленный - Уралу Полярному" - Полуночное - Обская. Не вдаваясь в детали, скажем, что первые составы смогут опробовать новую колею через 2,5-4 года - все зависит от того, какой вариант строительства применят путейцы.
Благодаря этой магистрали значительно сократятся расстояния. Доставка обогащенных руд на металлургические предприятия Свердловской и Челябинской областей станет более конкурентоспособной. К тому же они получат сырье, ранее привозимое из-за границы. Это существенно скажется на себестоимости конечного продукта, которая станет в четыре раза ниже, чем в среднем на мировом рынке.
Важным фактором развития данного проекта становится энергетика. Без новых генерирующих мощностей, без линий электропередачи, любые попытки освоения восточного склона Уральского хребта обречены на провал. Более того, их доставка должна идти опережающими темпами. Отсутствие надежной энергетической составляющей поставит в тупик любой горно-обогатительный комбинат, любой рудник, железную дорогу.
Инвестиции в Уральский проект не принесут быстрой прибыли, но будут давать стабильный доход через 5-7 лет. Представители крупного бизнеса пока приглядываются к реалиям сегодняшнего дня. Возможно, что они ждут, когда будут функционировать два-три месторождения, и, допустим, марганцевые руды плотным потоком начнут поступать на металлургические предприятия страны. Но не опоздают ли они с принятием решения? Молодые и хваткие, прочувствовав вкус победы, могут оставить их с носом.
Значимость этого проекта велика. Благодаря ему, валовой региональный продукт вырастит в два-три раза, что позволит в целом поднять ВВП по стране на 38 процентов.
БЕДА И РАДОСТЬ
И все-таки нефть. У Югры несметные запасы нефти. Что же с этим богатством делать? Как им распорядиться? Призовем на помощь цифры. Сегодня на территории ХМАО открыто 440 месторождений углеводородного сырья, выдано 433 лицензии на право недропользования, 78 нефтегазодобывающих предприятий осваивают территорию Югры.
Впечатляет? И не надо верить скоропостижным выводам, что нефть в ХМАО закончится через 20-30 лет. Судите сами: пока не исчерпало свои возможности ни одно уникальное месторождение в мире. С них добывают нефть уже полторы сотни лет. В Югре таких месторождений шесть, и они осваиваются с конца шестидесятых годов. Так насколько их хватит? Более того, в округе законсервировано полторы тысячи нефтяных месторождений с суммарным запасом не менее 3,5 млрд. тонн. Если с начала активной эксплуатации нефтяных месторождений в ХМАО добыто 8,5 миллиарда тонн нефти, то на сколько хватит нынешней без учета будущих технологий? По самым скромным подсчетам нефть Югры будет пополнять бюджет России еще 60 лет.
Примерно такая же ситуация с добычей газа. Его здесь несопоставимо мало по сравнению с Ямалом, но он есть, его надо добывать, и от этого никуда не денешься. Существует другая проблема - утилизация попутного газа во время добычи углеводородного сырья. Увы, но современная технология нефтегазодобычи вынуждает избавляться от дополнительных энергоресурсов. Миллиарды кубических метров газа бесцельно сгорают при этих процессах. На форуме было представлено несколько проектов его утилизации. Однако большинство недропользователей не обращают внимания на дополнительный источник доходов. Видимо, они считают, что овчинка не стоит выделки. А зря. Те компании, которые решились на внедрение проектов по утилизации газа, получили значительный экономический стимул. Они не только улучшают экологию в регионе, но и имеют заметную прибыль.
БУДУЩЕЕ НАЧИНАЕТСЯ СЕГОДНЯ
Если первый день форума был отведен пленарному заседанию, то на следующий - начались заседания секций. Каждая секция имела свое направление. Так, представители лесопромышленного комплекса всерьез задумались о глубокой переработке древесины, строительстве магистральных лесовозных дорог, утилизации лесопромышленных отходов. Это их ударные позиции.
Бурно проходила работа секции, связанной с проблемами ЖКХ. В неформальной обстановке обсуждались темы строительства, жилищного кредитования, внедрения высоких технологий. Некоторые предложения наверняка найдут свое продолжение в виде конкретных заводов, системной организации производства, новых материалов и продуктов для их применения в жилищном секторе.
Туризм, гостиничный и бальнеологический комплекс. На заседании этой секции присутствовали специалисты соответствующих направлений. Каждое выступление отражало наболевшие проблемы, и происходил совместный поиск их решения. Конечно, теория хорошо, но очередной гостиничный комплекс еще лучше.
Самой многолюдной оказалась секция, связанная с проблемами нефтегазохимии и энергетики. Острые, дискуссионные выступления, нелицеприятные вопросы докладчику, осмысление услышанного - так проходило ее заседание. Единственное, о чем сожалели собравшиеся, - нехватка времени для обсуждения докладов.
Как заверяет руководство форума в лице заместителя председателя правительства ХМАО Кирилла Морозова, все интересные выступления будут взяты на заметку и обязательно последует продолжение - начнется индивидуальная работа над проектом.
Прошедший форум не случайно назван международным. Среди его участников были представители бизнеса из Австрии, Израиля, Германии, Японии, Узбекистана... Выходит, что зарубежные фирмы более внимательно присматриваются к отечественной экономике, чем российские. А жаль. Компания, занявшая свою нишу на рынке, вряд ли легко пустит сюда конкурента. Не случайно один из представителей западного бизнеса так охарактеризовал нынешнее экономическое положение в стране: "За последние пять лет жизнь в России стала очень стабильной, бурно развивается экономика. Правительство ХМАО заинтересовано в реализации инвестиционных проектов. Нет, мы не боимся вкладывать деньги в Россию". Что еще можно добавить к этим словам? Пожалуй, высказывание представителя одного из крупнейших банков страны: "Мы готовы предоставить неограниченный кредит под конкретный проект и гарантии правительства Югры". Что тут еще можно добавить?


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников