ПРЕМЬЕР-МИНИСТР ВЕЛИКОБРИТАНИИ ГОРДОН БРАУН - "ТРУДУ":

Даунинг-стрит, где в доме N 10 вот уже более 250 лет располагается официальная резиденция премьер-министров Великобритании, была проложена на месте бывшей пивоварни Аббатства. Она - свидетель наиболее известных событий каждой эпохи, начиная с мятежей и революций, до суфражисток, приковавших себя к воротам, и чествования сэра Уинстона Черчилля в конце последней войны. Несколько месяцев назад здесь поселился очередной глава британского правительства Гордон Браун, который, кстати, пока не сумел побывать в России и лично познакомиться с Владимиром Путиным. Высказывания британского лидера о политике Кремля, порой критическо-резкие, оставили у многих россиян неоднозначное впечатление об этом человеке.

Журналисты, приехавшие на эксклюзивную встречу премьера, долго ждали на улице, а потом через боковой вход поднялись на 3-й этаж, где в зале, обшитом дубовыми панелями, глава кабинета всегда общается с прессой.
Гордон Браун ответил на вопросы корреспондента "Труда":
- Совершенно очевидно, что требование Лондона об экстрадиции российского предпринимателя Андрея Лугового серьезно осложнило британо-российские отношения. Вы по-прежнему добиваетесь его выдачи?
- Конечно, если британские власти ставят вопрос об экстрадиции лица, обвиняемого в совершении определенного преступления, содеянного в Лондоне, объявили его в розыск и хотят арестовать, то, по моему мнению, власти России обязаны откликнуться на нашу просьбу, - сказал Браун. - Поэтому мы продолжаем обращаться к российским властям с просьбой экстрадировать в Лондон человека, который, по мнению Королевской прокуратуры, несет ответственность за совершенное преступление (убийство Александра Литвиненко. - Прим авт.). Человек, который подозревается в убийстве, должен быть выдан Британии для того, чтобы предстать перед судом здесь, в Лондоне.
- Намерены ли Вы предпринять какие-то шаги для улучшения отношений между нашими странами?
- Я хотел бы иметь хорошие отношения с Россией. Хотел бы сотрудничать во всех областях, в том числе в экономической, социальной сферах, в вопросах безопасности. Однако мы не можем мириться с таким положением, когда в Лондоне убивают невинного человека и никаких мер по этому поводу не предпринимается.
Надо сказать, что, рассуждая о британо-российских отношениях, Браун был весьма корректен и всем своим видом показывал, что искренне хочет их улучшения. Вместе с тем, он попытался объяснить, почему нельзя допустить, чтобы факт убийства в Лондоне британского гражданина остался безнаказанным.
Эта позиция созвучна с опубликованным на днях докладом комитета по иностранным делам британского парламента, который поддержал "позицию правительства относительно российских запросов об экстрадиции ряда лиц из Соединенного Королевства, основанную на следовании принципу независимости (британской) судебной системы. Мы полагаем, что правительство правильно реагировало на отказ России выдать Андрея Лугового".
Вместе с тем, парламентарии высказали озабоченность трудностям в двусторонних отношениях, возникшим из-за вопросов экстрадиции и предоставления политического убежища. "Нынешняя тупиковая ситуация не идет на пользу ни британско-российским отношениям, ни отправлению правосудия в обеих странах", - считают парламентарии. Доклад рекомендует правительству провести новые переговоры с Россией по вопросам взаимной экстрадиции. По мнению депутатов, необходимо добиться такого соглашения, которое бы учитывало решение судебных органов обеих стран, а также не противоречило Российской конституции, не позволяющей властям выдавать своих граждан.
Впрочем, главное внимание на пресс-конференции британские журналисты уделили скандалу об анонимных пожертвованиях в фонд лейбористской партии. Некий богатый поклонник лейбористов по имени Дэвид Абрахамс в течение четырех лет перевел через подставных лиц на счет партии почти 700 тысяч фунтов стерлингов (около 1,5 миллиона долларов). В результате авторами пожертвований числятся люди, которым такие деньги даже не снились.
Сразу после того, как сообщения об этом попали в прессу, подал в отставку генсек лейбористской партии Питер Ватт, признавшийся, что знал о подставах.
Гордон Браун назвал получение пожертвований таким способом "абсолютно неприемлемым" и заявил, что деньги будут возвращены. По словам премьер-министра, он ничего не знал о поступающих в фонд партии средствах. "До прошлой субботы я ничего не знал ни о самих пожертвованиях, ни о том, что в партии завелась традиция не декларировать полученные суммы должным образом", - сказал премьер.
"Эти деньги не фигурируют ни в одной официальной декларации и потому должны быть возвращены", - сказал Браун. Однако, по мнению британского премьера, в этом деле нельзя ограничиться лишь возвратом денег. Он назвал отставку генсека лейбористов всего лишь первым шагом на пути к исправлению ситуации.
Браун объявил о создании специальной комиссии, которая проведет внутрипартийное расследование и представит доклад об обстоятельствах случившегося.
...Британцы еще помнят те относительно недалекие времена, когда вокруг резиденции премьер-министра не было никаких заградительных сооружений и любой прохожий мог запросто позвонить в дверь дома N 10 на Даунинг-стрит. Даже знаю человека, который сделал это как-то воскресным утром, и ему открыла дверь заспанная жена премьера.
Теперь, конечно, все иначе. Тяжелые металлические ворота перекрывают доступ на саму улицу. За ними специально построенный бронированный бокс, в котором каждого посетителя пропускают через металлодетектор, реагирующий даже на легкую очковую оправу. На пути к резиденции надо пройти мимо нескольких автоматчиков в бронежилетах.
В резиденции, построенной еще в XVII веке, тесно не только сотрудникам, но и премьер-министрам, которым приходится здесь не только работать и принимать гостей, но и жить. В последнее время больше всего проблем было у Тони Блэра, который въехал на Даунинг-стрит, 10, в 1997 году с тремя взрослыми детьми. Спальных комнат на всех просто не хватило. Тогда Блэр со своим семейством переехал в соседний дом номер 11, где по традиции располагается канцлер казначейства или, попросту говоря, министр финансов. Занимавший этот пост Гордон Браун был еще холостяком и без колебаний уступил свои более просторные апартаменты. После женитьбы Браун вовсе съехал с Даунинг-стрит на частную квартиру, и Блэр, у которого к тому времени появился четвертый ребенок, занял оба жилых помещения.
Сейчас апартаменты в доме N 10 занимают премьер-министр Гордон Браун и его жена Сара Маколи. Она - специалист по пиару и до замужества была совладелицей известного пиар-агентства.