В Музее Москвы открыта выставка «Московская битва. Начало Великой Победы»

В начале экскурсии детям предлагают надеть пилотки и солдатские ремни того времени. Фото: из архива Музея Москвы.
Статья «Трудно говорить о войне»
из номера 175 за 29 Ноября 2012г.
Опубликовано 00:03 29 Ноября 2012г.

Письма, фотографии, личные вещи фронтовиков помогают молодежи многое понять


На старой фотографии — ощетинившаяся противотанковыми ежами Тверская, проезжая часть забита мешками с песком. На улице хмурым декабрьским утром 1941 года ни души. Город замер в ожидании решающей битвы за Москву. На выставке «Московская битва. Начало Великой Победы», которая открыта в Музее Москвы, собраны уникальные экспонаты, которые не просто переносят посетителей на 70 c лишним лет назад, но дают возможность задуматься, а иногда и переоценить события тех лет.

Сотрудники музея постарались максимально насытить выставочные площади «живыми» экспонатами: письма с фронта, старые фотографии и документы, даже робкие детские рисунки говорят о том, что люди верили в победу и не собирались отступать.

Семейные реликвии

«Вызываю тебя на социалистическое соревнование. Ты должна учиться отлично, а я буду на отлично бить фашистов», — писал в сентябре 1941 года знаменитый командарм Лев Доватор. Бесстрашный командир кавалерийского корпуса, Герой Советского Союза погиб в декабре 1941 года, защищая Москву. Семейные реликвии передала в дар музею его дочь, Маргарита Львовна.

Николай Дупак — легендарная личность, артист, работал в Театре Станиславского, снимался в кино. Ушел добровольцем на фронт, прошел путь от курсанта до командира гвардейского кавалерийского эскадрона, был несколько раз ранен, награжден орденами и медалями. Долгое время Николай Лукьянович был директором Театра на Таганке. Сейчас ему 91 год, но этих лет ему ни за что не дашь.

— Личные письма, карточки, вырезки из газет, билет на самолет, купленный в далеком 1943 году, — все эти реликвии Николай Дупак передал в дар музею, — рассказывает Петр Конкин, научный сотрудник Музея Москвы, показывая экспонаты, занявшие почетное место на выставке.

Не менее ценны письма и старинные фотографии, рассказывающие и о других защитниках Москвы.

— Семья Яхонтовых вступила в ополчение полным составом: муж, жена и двое взрослых детей, — Петр Николаевич показывает стенд, посвященный героической московской семье. — Все они воевали в разных подразделениях, поддерживали друг друга в письмах, вместе переживали утраты. Никто из них не дожил до победы.

Многие москвичи защищали город от налетов вражеской авиации и дежурили на крышах. В столице действовало более 3 тысяч таких отрядов. Борису Миронову в начале войны было 18 лет, и он командовал одним из отрядов Московской противовоздушной обороны. Фрагмент авиационной бомбы, представленный на выставке, впечатляет.

— Это трофей 1941 года, бомба упала с немецкого самолета в угол вентиляции станции метро «Библиотека имени Ленина» во время налета в ночь на 23 июля 1941 года, — объясняет Петр Николаевич.

Женщины рыли окопы

На выставке есть экспонаты, которые особенно любит разглядывать детвора: рисунки «Война глазами детей» или школьные сочинения «Кто такие немцы?» Вот фрагмент одного из них: «Немцы — враги Советского Союза, они хотят отнять у детей счастливое детство: Когда немцы входят в деревню, они всячески издеваются над людьми».

Также представлено очень много документальных фотографий.

— В народное ополчение горожане вступали добровольно, это был порыв — желание защитить родной город, — рассказывает экскурсовод и останавливается перед фотографией, на которой плечом к плечу шагают добровольцы. — Хотя сейчас некоторые историки утверждают, что это было добровольно-принудительно. Но это ложь. Ко мне приходят на экскурсию люди и говорят: «Да, мой отец сам написал заявление о вступлении в ряды народного ополчения». Мужчины воевали, а женщины рыли заградительные рвы, стирая руки в кровь. Моя мама, участница тех событий, рассказывала, что женщин, у которых были грудные дети, освобождали, хотя некоторые из них тоже хотели помочь городу. И я всегда это подчеркиваю: даже в условиях войны на детей обращали внимание — так удалось сохранить наш генофонд.

Столица в те дни стала городом-воином, городом-тружеником, инициатором многих патриотических движений. Ее пример всех вдохновил, окрылил, не случайно ведь победа под Москвой положила начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны. За развитием событием у стен Кремля наблюдал весь мир. В 6 утра по московскому времени люди включали радио и ждали известий.

Чтобы память не стиралась

Основная задача таких выставок — отдать дань памяти людям, отстоявшим нашу Родину. Другая не менее важная задача — рассказать молодым людям о событиях, участниками которых были их деды и прадеды. Причем рассказать современным языком, используя интерактивные музейные технологии. Например, в Музее Москвы большим интересом у школьников и педагогов пользуется программа «Военное детство». О ней «Труду» рассказала Вера Осадченко, заведующая сектором отдела научно-просветительской работы ГУК «Музейное объединение «Музей Москвы».

— Идея интерактивной программы родилась не случайно, — объяснила Вера Валентиновна. — Мы давно заметили, что молодежи и школьникам хочется не просто увидеть, но и пощупать экспонаты. Они хотят активного участия в экскурсионном процессе, который по сути является изучением истории войны. И музей решил предоставить им такую возможность — не просто рассказать о войне, а дать прочувствовать ее.

В самом начале экскурсии детям предлагают надеть пилотки и солдатские ремни того времени. Школяры с удовольствием прилаживают ремни, а девочки красуются в пилотках. Однако пока еще действо напоминает обычную экскурсию с демонстрацией изобразительных материалов: фильмов, фотографий, рисунков, плакатов. А потом начинается самое интересное — дети оказываются в московской коммуналке того времени. И выясняется, что многими предметами быта большинство ребят не только не умеют пользоваться — им вообще не знакомы, например, примусы или патефоны. Детям показывают карточки на хлеб и те жизненно необходимые 400 граммов хлеба, они учатся собирать тревожный чемоданчик и писать письмо на фронт, сворачивая тетрадный лист треугольником. Такой грамотно выстроенный подход к теме очень помогает учителям.

— Вообще рассказывать школьникам о войне невероятно сложно, — считает экскурсовод Музея Москвы Кирилл Новиков, он как раз ведет программу «Военное детство». Одет Кирилл Александрович соответственно военному времени: кирзовые сапоги, гимнастерка и пилотка. — Самое страшное, что убивает интерес к своей истории, — это казенщина, когда встречи с ветеранами проводят формально, для галочки. Тогда у ребят в глазах читается безразличие и даже враждебное отношение к происходящему. Это значит, в семье недоработали. Ведь именно в семье должны рассказать всю правду о близких, которые воевали. И тогда в будущем человек будет защищен от словесной мишуры.

Реконструкция

Танки грохотали, как настоящие

13 октября 2012 года в молодежном центре «Сетуньский стан» более 600 москвичей стали участниками военно-патриотической программы «Оборона Москвы», посвященной 71-й годовщине этого события. Организаторы реконструкции — департамент семейной и молодежной политики города Москвы, государственное бюджетное учреждение города Москвы «Московский молодежный центр «Сетуньский стан» и Федерация исторического фехтования — подготовили для зрителей захватывающий спектакль.

Среди почетных гостей программы были ветераны войны, дочь полка — Зинаида Иванова, которая в 13 лет убежала на фронт, оказалась в регулярной армии и стала снайпером. А главные роли в постановке «Оборона Москвы» исполнили актеры объединения каскадеров «Мастер», молодые люди, занимающиеся в «Сетуньском стане» трюковой подготовкой, а также бойцы московского ОМОНа.

Наша справка

В этом году городское правительство выделило 127 млн рублей на единовременную материальную помощь ветеранам Великой Отечественной войны и участникам обороны Москвы. Ее получили 42 тысячи москвичей-фронтовиков.



В Госдуме предложили восстановить прежний пенсионный возраст для жителей Дальнего Востока. Ваше мнение по этому поводу.