Охота на подземных зайцев

Каждый год примерно три миллиона пассажиров ездят в столичной подземке бесплатно

По примерным подсчетам руководства Московского метрополитена, каждый год столичной подземкой пользуются как минимум 3 млн безбилетников. Поэтому московское правительство объявило большую охоту на подземных зайцев.

Этим летом в метро провели эксперимент: наняли инспекторов — мужчин (в большинстве своем сильных и молодых), которые контролировали турникеты. Результаты оказались впечатляющими. 270 инспекторов продемонстрировали абсолютное преимущество перед 650 бабушками-дежурными, которые сидят в стеклянных кабинках на входе в метро. Инспекторы поймали в 1,5 раза больше зайцев, чем дежурные.

Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин напоминает: «Пора понять, что зайцы воруют деньги не у компании-перевозчика, а у других пассажиров. Компания могла бы потратить эти деньги на создание более комфортных условий проезда».

Кстати, большинство безбилетников — это не ловкачи, которые перепрыгивают через турникеты, а граждане, пользующиеся чужими социальными картами. Если мама-пенсионерка или ребенок-школьник сидят дома, велик соблазн бесплатно воспользоваться метро по их проездному. И штраф мало кого останавливает, хотя с 1 сентября зайца, пойманного с чужой соцкартой, наказывают уже не на 1 тысячу, а на 2,5 тысячи рублей.

С нового года в московском метрополитене появятся контролеры — такие же, как в наземном транспорте. А пассажирам придется сохранять проездные документы до конца поездки. Из метро даже урны уберут, чтобы люди по привычке не выбрасывали использованные билеты. Контролеры будут дежурить вместе с полицейскими и работниками метрополитена у турникетов, будут спускаться на платформы и заходить в вагоны.

По словам заместителя руководителя московского государственного казенного учреждения «Организатор перевозок» Александра Шипулы, на работу в метро отправятся 290 контролеров. В основном это будут автобусные контролеры. А вообще, поскольку борьбу с зайцами планируют со временем усилить и в муниципальном наземном транспорте, и в пригородных электричках, учреждению «Организатор перевозок» предстоит набрать 900 новых сотрудников.

«Мы не меняем систему контроля в метро и не будем ставить турникетные линии на выход. В вагонах метро билеты проверять не планируется», — сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.

Иными словами, контролеры не будут гоняться за зайцами по платформам и вагонам. Они будут дежурить на территории Московского метрополитена, их основной задачей будет помощь органам правопорядка. Возможно, через некоторое время их полномочия расширятся. Ведь пока контролер не вправе задерживать безбилетника, это может сделать лишь полицейский. А изъять у зайца чужую соцкарту под силу лишь представителю компании, ее выпустившей (ГУП «Московский метрополитен» или «Мосгортранс»). Поэтому облавы на безбилетников обычно устраивают сводные бригады сотрудников разных ведомств. Но сейчас обсуждается вопрос о том, что необходимо разработать ряд нормативных документов, которые предоставили бы больше прав контролерам.

И тогда держитесь, зайцы!