Римас Туминас: «Эдип взял меня в оборот»

Римас Туминас. Фото: globallookpress.com

Знаменитый режиссер рассказал «Труду» о спектакле, который Театр им. Вахтангова везет на фестиваль в Санкт-Петербург 


Международный культурный форум открывается 1 декабря на берегах Невы. Проводится он в пятый раз и уже стал одним из главных событий в духовной жизни Петербурга. Нас ждут незабываемые встречи с деятелями культуры из Западной Европы, Америки и Азии, а также потенциальными партнерами  и  спонсорами, благодаря которым удается  музейщикам – организовывать уникальные выставки, музыкантам и литераторам - творить, режиссерам - снимать кино и ставить спектакли.

Хорошая новость для питерцев и туристов:  в дни проведения форума городские музеи можно будет посещать бесплатно. Для чего нужно просто зарегистрироваться на профильном сайте, распечатав свой электронный билет.

На спектакли билеты  придется покупать, хотя и по достаточно демократической цене. Причем лучше загодя, потому что афиша МКФ-2016 обещает много интересного театралам. Скажем, «Царь Эдип» Софокла в постановке Римаса Туминаса, который везет в Северную столицу Театр им. Вахтангова, который Туминас возглавляет с 2007 года.

Это совместный проект с афинским Национальным театром в рамках культурных программ текущего перекрёстного года России и Греции. Инициатором постановки стал худрук Национального театра Стафис Ливафинос. Он «наш человек»: окончил ГИТИС, знает русский театр. Под его руководством в Эпидавре,  крупнейшем из сохранившихся древнейших амфитеатров под открытым небом, проходит ежегодный Фестиваль с участием лучших театров Европы.

Премьера «Царя Эдипа» состоялась минувшим летом в Греции. На Вахтанговской сцене в Москве – в ноябре, в 95-ю годовщину театра. И вот теперь премьера в Петербурге.

– Этот проект соединят две влиятельные театральные традиции: опыт греков в постановке древних трагедий и русскую школу психологического театра, - сказал корреспонденту «Труда» Римас Туминас. – Сегодня театры воспринимаются как единое целое. Я не ощущаю тут какого-то разрыва, иного пространства. Счастье,  любовь, ненависть - все это мы чувствуем одинаково. Разве, например, у боли есть национальность? Есть мировой дух театра, нет отдельных школ. Есть единая школа - таланта. Вот это я признаю, это от Бога.

Почему выбрали именно эту трагедию Софокла, Римас Владимирович?

– Во-первых, она очень актуальна. Во-вторых, с «Царем Эдипом» у меня многое связано. Некоторое время назад мне предложили поставить ораторию Игоря Стравинского по данной трагедии в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Получилось, и «Эдип», что называется,  взял меня в оборот.

Говорят,  вы не любите новомодных  противник спецэффектов и актерских импровизаций?

– Я считаю самым главным сценическим эффектом  актерское мастерство. Что касается импровизации, то она  присутствует на репетициях и, как правило,  связана с познанием эпохи, культуры, обычаев. Но во время действия – никаких импровизаций.

Если коротко, что вы хотели сказать постановкой «Царя Эдипа»?

– Наш спектакль о достоинстве, чести,  силе духа. Всесильный царь смог наказать себя сам: выдворить себя из страны, уйти из благополучной жизни нищим. Сегодня лидеры в большинстве своем чувствуют себя ни в чем не виноватыми - все оправдывается, все дозволено. Мне хотелось бы поднять флаг в честь человека, способного на раскаяние и покаяние. 

Питерская премьера «Царя Эдипа» состоится 2 и 3 декабря на исторической сцене Александринского театра. Заняты в спектакле звезды отечественной Мельпомены – Людмила Максакова, Виктор Добронравов, Евгений Князев. Хор будет представлен артистами Национального театра Греции в Афинах.  



ВАДА на четыре года отстранило Россию от участия в международных соревнованиях. Это хорошо или плохо?