РЕМ ВЯХИРЕВ: ОБОГРЕЕМ РОССИЮ И ЕВРОПЕ НЕ ДАДИМ ЗАМЕРЗНУТЬ

- Рем Иванович, мы на пороге нового года и нового столетия. Чем, если коротко, отмечены XX век

- Рем Иванович, мы на пороге нового года и нового столетия. Чем, если коротко, отмечены XX век и 2000 год для Газпрома, с состоянием которого во многом связано и состояние страны?
- Много было громких событий в уходящем веке. Революции, войны, великие изобретения и открытия, освоение космического пространства... Но если говорить "всего лишь" о нашей газовой промышленности, которой я почти всю свою жизнь занимаюсь, то это, конечно, и открытие, освоение крупнейших месторождений, строительство газопроводов и особенно переход отрасли от командно-административной системы ведения хозяйства к рыночной. Не кривя душой, скажу, что для меня и моих коллег-единомышленников этапным событием стало образование в 1993 году акционерного общества "Газпром". Было раньше министерство, потом государственный концерн и, наконец, - акционерное общество...
Настали новые времена, когда профессионалам своего дела стало возможно действительно самостоятельно, творчески, без оглядки на громоздкие бюрократические структуры, принимать ответственные решения и воплощать их в жизнь - в интересах государства и компании, в основном совпадающих.
Впрочем, замечу попутно, не все было так уж плохо и в прежние времена. Газовики и нефтяники всегда жили и работали более или менее независимо, по крайней мере в границах месторождений. Теперь действуем еще более свободно. Экономическая свобода - не миф. Хотя, надо признать, и сейчас не всегда и не везде работаем достаточно эффективно. Чтобы всех в Газпроме - и не только, понятно, здесь - переучить, перестроить эту махину психологически, этого еще и внукам хватит, по-моему...
Так что и в XXI веке придется усердно учиться хозяйствовать в условиях, надеюсь, все более цивилизованного рынка. Тем не менее я в душе рад и горжусь тем, что Газпром при всех трудностях и кризисных явлениях в российской экономике, несмотря на огромные неплатежи потребителей, сумел доказать, что он - жизнеспособная и эффективно работающая в стране и в мире рыночная структура.Такой, очень надеюсь, останется и в XXI веке. Уже в первые годы наступающего столетия газовикам предстоит реализовать такие уникальные проекты, как ввод в действие крупнейшего газонефтеконденсатного месторождения "Заполярное" на Ямале, построить газопровод в Турцию через акваторию Черного моря ("Голубой поток").
А на очереди - газопровод в Западную Европу через Балтику, освоение природных богатств Восточной Сибири, шельфа полярных морей, газификация отдаленных регионов, российской глубинки.
Если взять 2000 год, то, думаю, это был первый год, когда в экономическом плане в стране такие серьезные позитивные сдвиги произошли. Наметился рост производства, людям стали регулярно платить за их труд, пенсионеры вздохнули свободнее - Пенсионный фонд увеличился и сами пенсии выросли. Я не говорю, что теперь можно халву есть и халвой закусывать, но это значительный шаг для страны вперед - то, во что некоторые перестали просто и верить. Немало положительных решений принято. Теперь важно, чтобы они как следует исполнялись.
Непосредственно для Газпрома год прошедший был очень сложным, я бы сказал, что в целом он был близок к переломному - в отношении порядка оплаты потребителями газа, в отношении платежной дисциплины. У нас в прессе много критикуют Чубайса, но объективно РАО ЕЭС старается наладить у себя дисциплину в энергообеспечении. И мы движемся в этом направлении. Я не хочу называть проценты оплаты газа "живыми деньгами", они не такие пока что ласковые, эти проценты. Думаю, наступает время посмотреть на цены по-другому. Не надо это откладывать куда-то, нельзя оценивать такой продукт, как природный газ, ниже низкого. Он уже дешевле буханки хлеба стал.
- На днях премьер-министр Михаил Касьянов заявил журналистам, что правительство намерено в 2001 году приступить к реформе Газпрома. Он подчеркнул при этом, что цель реформы - снижение издержек в газовой промышленности. В то же время премьер не скрывает основательных сомнений. В частности, считает, что преждевременные решения, связанные с реформированием этой базовой отрасли ТЭКа, могут болезненно сказаться на состоянии рынка. Поэтому, дескать, вполне уместна деликатность, с которой правительство подходит к решению этой задачи. Ваше мнение на сей счет?
- Я уже не раз говорил о том, что мы в Газпроме постоянно занимаемся реформированием, совершенствованием структур компании. Что касается правительственного варианта, то о нем много пишут и говорят, а на самом деле настоящего документа никто не видел. Надеюсь, разберемся с этим - скорее всего, вскоре после праздников.
Наше дело - давать газ, обогревать страну. Это в Москве сейчас сравнительно тепло, а там, за Волгой и дальше на восток и север, уже холодрыга смертная. Я только что был там. Даже людям привычным холодно. А крепчает мороз - на топливо спрос. Проблема вовсе не так проста, как рассуждают некоторые некомпетентные люди. Ею надо предметно и компетентно заниматься. Газ сжигать в топках - проще простого, его у нас на 80 лет осталось, а угля - на сотни. Но в РАО ЕЭС так и идут накатанным путем - требуют газ, не учитывая того обстоятельства, что на ряде крупных месторождений его добыча падает, а ввод новых задерживается из-за нехватки средств. Мы сейчас одной из главных задач поставили ввести в действие месторождение "Заполярное" на Ямале. И сделаем это, несмотря на все трудности.
Но еще и еще повторяю: надо по-хозяйски распоряжаться этим природным ресурсом.
- Кое-кто склонен считать, что зря так много нефти и газа экспортируем, когда у самих дефицит...
- Демагогия. Если бы в сегодняшней России были конкурентоспособные товары, скажем, в легкой промышленности, автомобилестроении и т. п., тогда другое дело. Но этого нет. Газ и нефть приносят валюту в казну государства - других источников недостаточно, хотя о них надо, конечно, думать, развивать наукоемкие, высокотехнологичные производства.
Пока же дефицит внутри страны, о котором толкуют наши критики, идет во многом от неумения хозяйствовать рачительно. Той доли российского газа, которая у нас просто бездарно, нерасчетливо сгорает в печках, а это примерно 80 миллиардов кубометров, с лихвой хватило бы всех бабушек обогреть в деревнях и поселках.
Продажа газа за рубеж - это пока один их главных государственных интересов, а мы в Газпроме все - государственники, обязаны выполнять долгосрочные контракты.
- С Украиной, ее долгами за газ, судя по официальным сообщениям, есть подвижки?
- Президенты и премьеры ищут политические решения, и это понятно. Но не все так просто. Я хорошо знаю, что все годы, пока газ идет по территории Украины, там был и есть его несанкционированный отбор, который правильнее назвать воровством. Вот и в эти дни, когда подписывались соглашения на правительственном уровне, на Украине шел перебор газа от 20 миллионов кубометров в сутки и больше...
- А теперь вопрос личного плана. По Москве ходят различные слухи о судьбе руководства Газпрома. Одни говорят, что вы, Рем Иванович, оставите свое кресло после собрания акционеров, то есть летом будущего года. Другие утверждают, будто вас освободят от должности чуть ли не на следующей неделе. Третьи убеждены, что вы вообще никуда не уйдете и будете по-прежнему руководить крупнейшей компанией. Какой из этих слухов близок к истине?
- В ближайшую неделю уж точно не уйду - у меня контракт до 30 мая 2001 года.
- Возможен ли вариант его продления?
- Ну если польза от меня будет, то я не возражаю, конечно, посмотреть, как и что тут можно...
- Что бы вы хотели сказать в канун Нового года газовикам и их семьям?
- Хотел бы от души поздравить их и пожелать надежного здоровья, всяческих успехов в работе и в жизни, в каждой семье. Не терять уверенности в себе и в нашем деле. Благодаря их труду мы можем быть уверены, что и Россию нашу обогреем, и Европу не оставим замерзать.