ПОДНЯТЬ КАЧЕСТВО УЧЕБЫ

На прошедшей в Москве научно-практической конференции "Модернизация образования в России: стратегия деятельности вузов в условиях изменения системы бюджетного финансирования", - пожалуй, наибольший интерес вызывал вопрос о введении ЕГЭ и ГИФО. За этими непривычными для широкой публики аббревиатурами скрываются Единый государственный экзамен и Государственное именное финансовое обязательство - категории, которые в ближайшие годы войдут в жизнь миллионов выпускников школ и студентов.Начавшийся в этом году эксперимент по сдаче Единого госэкзамена будет продолжен и расширен весной - летом следующего года. Около двух десятков республик и областей выразили желание опробовать это нововведение. Согласно планам, одобренным президентом страны, Госсоветом и правительством, в случае успешного проведения эксперимента ЕГЭ и ГИФО должны стать ключевыми звеньями модернизации системы высшего профессионального образования.С просьбой рассказать о сути, целях и проблемах ЕГЭ и ГИФО мы обратились к Борису РУДНИКУ, директору Института развития образования государственного университета - Высшей школы экономики, где проходила научно-практическая конференция.

- Борис Львович, чем вызвана необходимость перехода от традиционных выпускных экзаменов в школе и вступительных в вузах к Единому госэкзамену?
- Причин несколько. Этот переход должен снизить физические и психические нагрузки на выпускников, связанные со сдачей двойных экзаменов. Будет облегчено и экономическое бремя, ложащееся на семьи при поступлении детей в вузы. Ведь сейчас ежегодно до 30 млрд. руб. из семейных бюджетов тратится на репетиторов и взятки (завуалированные или прямые) за поступление в вузы. При правильной организации сдачи ЕГЭ коррупция и взяточничество на рубеже "школа-вуз" станут затруднительными. Кроме того, человек, успешно сдавший ЕГЭ и получивший достаточно высокую категорию ГИФО, будет иметь возможность поступить в любой вуз России, отправив туда свои документы по почте, а не выезжая в другой город для сдачи вступительных экзаменов.
- Нельзя ли подробнее о том, что такое ГИФО? И не приведет ли новая система сдачи экзаменов к отказу от бесплатного высшего образования?
- Начнем с того, что высшее образование у нас и сейчас для многих студентов платное. Более того, в этом году число первокурсников, обучающихся на платной основе, превысило 50 процентов от общего их числа. Сегодня у нас в вузы принимаются только две категории студентов - полностью "бесплатные" и полностью "платные". ГИФО в этом смысле - более гибкая система. Она предусматривает не только полностью бесплатное и платное обучение, но и частично платное. Размер государственных именных финансовых обязательств непосредственно связен с результатами сдачи Единого госэкзамена. Экспериментом предусматривается пять категорий ГИФО. Первую, высшую. получат те, кто наилучшим образом сдал ЕГЭ. Они смогут бесплатно обучаться практически в любом вузе России. Тем, кто хуже всего сдаст ЕГЭ, присваивается пятая, низшая категория ГИФО. Это означает, что такой абитуриент сможет учиться в вузе на платной основе. Остальные, в зависимости от категории ГИФО, должны будут лишь частично оплачивать свое обучение. ГИФО - это не "живые" деньги, которые выдаются абитуриенту на руки для оплаты обучения в вузе. Это - отметка о категории, которая будет сделана в свидетельстве о результатах сдачи Единого госэкзамена. Это - гарантия государства оплатить полностью или частично высшее образование человека.
- На этом гарантии государства заканчиваются?
- Нет. В соответствии с законом "Об образовании" 170 человек на 10000 жителей России должны учиться полностью за счет бюджетных средств. Система ГИФО учитывает это в полной мере. В частности, в эксперименте предусматривается, что 50 процентов студентов должны учиться полностью за счет бюджетных средств, выделяемых по ГИФО. Кроме того, все вузы обязаны принимать на бесплатное (за счет бюджета) обучение лиц, имеющих законные льготы (инвалиды, сироты и др.). Таким образом, доля студентов, обучающихся полностью за счет бюджета, при введении ГИФО будет больше, чем сейчас.
Для обеспечения федеральных и региональных приоритетов, а также для поддержки студентов из бедных семей предполагается ввести адресные субсидии, которые призваны покрывать разницу между величиной ГИФО и ценой образования в конкретном вузе. Такие субсидии могут полностью погашаться при выполнении условий контракта студента с государством.
И, наконец, полностью сохраняется национальная система отбора особо талантливых детей. К примеру, победители федеральных предметных олимпиад получат право на бесплатное обучение в любом вузе России по своему выбору.
- Хорошо. А как отразится введение системы ЕГЭ-ГИФО на деятельности вузов, качестве подготовки специалистов?
- Вузы будут заинтересованы в приеме наиболее подготовленных абитуриентов, имеющих высокую категорию ГИФО и, естественно, "приносящих" с собой солидные бюджетные деньги. В борьбе за привлечение лучших абитуриентов вузы будут повышать качество подготовки специалистов, причем именно тех, которые востребованы на рынке труда. Ведь не секрет, что сейчас в высшей школе особой заинтересованности в этом нет, процветают формализм, "блат", взяточничество в самых разнообразных формах. Без реформирования системы приема, без введения системы ЕГЭ-ГИФО и дифференцированного нормативного финансирования высшей школы бороться со всем этим крайне сложно.