ЛЕТА К ПЕРЕИЗДАНЬЮ КЛОНЯТ

Уходящий год оказался знаменателен для поэта Вишневского тем, что почти одновременно вышли в свет две его книги, как говорится, "на бис". Это в основном повторения уже известных читателю сборников, но, как комментирует в предисловиях сам автор, "улучшенные и дополненные"...

Вишневский - один из самых цитируемых на сегодня поэтов, и это вызывает неоднозначные суждения. Одни считают его чуть ли не живым классиком, утвердившим не только новый жанр сверхминиатюры (популярные "одностишия"), но и своеобразный новояз общения - непринужденный, изящный, ироничный, который кажущейся легкостью уже соблазнил массу последователей. Другие упрекают "кандидата в классики" за то, что он слишком шоумен, слишком телеперсонаж, тогда как "служенье муз не терпит суеты"...
Между тем именно лирические, "непубличные" стихи Вишневского вошли в самые авторитетные современные антологии. Ну а своей зрелищной популярностью сочинитель вносит посильный вклад в дело восстановления статусности фигуры пиита на Руси. В последний раз перед ним это делали, помнится, "шестидесятники"... Впрочем, сам Владимир оценивает свою роль скромнее:
И пусть меня эстеты
не спросили,
Своим примером
всем им дам ответ:
Я подтверждаю,
что поэт в России -
Как минимум
не меньше, чем поэт.
Книги разные по форме, интонации. Хотя и неизбежных совпадений в них немало. Так в интересной по замыслу книге "Десять лет, которые, или Страна из рук в руки" Вишневский выстраивает собственную поэтическую версию последнего десятилетия на фоне народных шедевров в жанре бесплатного объявления. Любопытно, что на обложке в том месте, где обычно указывается фамилия автора, он скромно пишет: "...и Владимир Вишневский". Тем самым сочинитель, в лучших российских традициях, дает нам понять, что он мыслит себя лишь маленькой частичкой народа, который и есть подлинный источник всякого сколько-нибудь ценного литературного творчества.
"Владимир Вишневский в супере и без" (отмечу остроумное графическое оформление художника Анатолия Гитберга) - книга более лирическая, здесь поэт на самом деле чаще предстает, если можно так выразиться, без супера, выглядит печальнее и глубже, чем перед телезрителями во время его публичных "сеансов стихотерапии":
Ты мне, Родина,
пусть и не мать,
Ты моя Умомнепонятъ -
потому-то уже понятной
ты предстала, уже объятной,
Полигоном для МЧС...
Поле, минное поле чудес.
Вышедшие в свет книги - это всегда не столько ответы, сколько вопросы. В конце концов главный признак жизни для здравствующего поэта - новые стихи, которых от Вишневского ждут. Удача, что такие стихи есть, еще большая удача - что они по крайней мере не роняют престиж их сочинителя. Во всяком случае, так показалось как минимум одному из его читателей...