СОКРОВИЩА ЗЕМНЫЕ И НЕБЕСНЫЕ

Это издание интересно тем, что в нем дается история нашей словесности в контексте православия.

Это издание интересно тем, что в нем дается история нашей словесности в контексте православия. "Православие и русская литература в XVII-XX веках" - такой подзаголовок имеет книга "Вера в горниле сомнений" профессора Московской Духовной академии, доктора богословия, доктора филологических наук Михаила Дунаева.
По словам автора, "главная тема русской литературы - противоборство двух раздирающих душу и сердце наших стремлений к сокровищам небесным и сокровищам земным. Это тема, проблема не просто литературы исключительно, это проблема жизни, творческих поисков (нередко - метаний) и самих писателей, путь которых был отнюдь не прямым и направленным лишь к Горним высотам, но отмеченным многими ошибками, падениями, отступлениями от Истины". С такой позиции рассматривается творчество Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Тургенева, Достоевского и Толстого, Чехова и Бунина, Горького и Шмелева, русских эмигрантов и советских писателей, литература последнего времени... Например, Дунаев считает, что Пушкин достиг вершины, придя к реализму, только тогда, когда осознал свое пророческое служение и преодолел "хаос безверия", отразившийся в таких, например, строках: "Цели нет передо мною:// Сердце пусто, празден ум,// И томит меня тоскою// Однозвучный жизни шум... " А, скажем, художники "серебряного века" нарушили гармонию между этикой и эстетикой в пользу последней, в результате чего их творчество замыкалось на самом себе, лишаясь "Божественной энергии Творца мира" и превращаясь в игру в искусство. Или "Москва - Петушки" Венедикта Ерофеева - "произведение богоборческое. Автор судит творца, обвиняет Его, и своею судьбою выносит Ему приговор без обжалования. Появление произведений с подобным настроем души возможно лишь в обезбоженном пространстве".
Соглашаться с автором или нет, каждый читатель решит сам, но в любом случае такой взгляд на русскую литературу достаточно нов и необычен - и уже тем интересен.