НАШЕ ТВ - ПОБЕДА РЫНКА НАД ЗРИТЕЛЕМ

Телевидение живет по своим законам. Здесь принято подводить итоги по результатам работы не за год, а за сезон. То есть в начале лета. Так телевизионщикам удобней: взглянул на рейтинги, составил отчет - и в отпуск. Но мы-то вправе судить о ТВ по-своему. И говорить об удачах и неудачах мастеров малого экрана в канун Нового года. Сегодня свою оценку выносят люди, в силу своей профессии хорошо знакомые с особенностями телевизионной кухни.

Генрих Боровик, писатель, публицист, председатель Благотворительного фонда имени Артема Боровика:
- Меня прежде всего радует, что, несмотря на все трудности, все-таки сохранился жанр журналистского расследования на ТВ. Я знаю о горькой судьбе некоторых передач, особенно в регионах, которые были в этом году закрыты. Но немало острых, честных работ пробивает дорогу к зрителю. В частности, речь идет о программе известного тележурналиста Алексея Поборцева (НТВ), которого вот уже в третий раз выбирает жюри конкурса на соискание Премии Артема Боровика. Его фильмы полностью отвечают девизу премии "Мужество. Честь. Мастерство".
Миллионы телезрителей с удовольствием смотрели на Первом канале замечательный проект "Звезды на льду". Он не только зрелищен, но еще и вызывает в людях добрые чувства. Этому способствовала дружеская атмосфера, которая царила между соревнующимися парами. Он очень человечен, этот проект.
В коротком отзыве не назовешь все то, что понравилось на ТВ в уходящем году. Как не назовешь и все то, к чему не лежит душа. К сожалению, последнего было значительно больше. Погоня за рейтингом привела к воцарению на экранах пошлости, безвкусия, жестокости. Об этом пишут почти все наши уважаемые телекритики. Но, к сожалению, положение не меняется. Тем более приятно, что добрый, умный, веселый проект "Звезды на льду" побивает все рекорды рейтингов. Значит, не все потеряно!
Несколько добрых слов хочется сказать о канале ТВЦентр. Мне кажется, его руководители правильно делают, что, сохраняя то хорошее, что было верно найдено раньше, добавляют новые темы, краски, подходы. Если можно так сказать, канал заметно посвежел. А новостные программы ТВЦентра отличаются информационной непредвзятостью в освещении внутренних и внешних проблем.
Сергей ЕСИН, писатель, профессор Литературного института:
- Уходящий год - год невероятных достижений на нашем родном, постсоветском телевидении. Вон она, полная победа рынка над зрителем! Вот что значит власть денег, отсутствие цензуры и тонкий вкус граждан страны! О, Андрей Малахов! О, Тина Канделаки, Лолита Милявская и Глеб Пьяных... Уже одни их имена вызывают интеллектуальный восторг. Мы вырастили их, взлелеяли их талант, отдали им наши сердца! Вот что значит время свободы и отсутствие гильотины идеологического отдела ЦК КПСС!
За минувший год мы добились наибольшего количества телесериалов на душу населения. И это тебе не какая-нибудь импортная американская "Скорая помощь" - все сплошь менты, бандиты, воры, сутенеры, убийства, подделки, кражи, мордобой, сожженные машины, расчлененка, пожары, выстрелы, взрывы. Какой впечатляющий набор персонажей и атрибутов, какое милое затуманивание мозгов. Какое возникает сладкое, словно пирожное "Рафаэлло", ощущение, что ничего другого в стране и не происходит. И даже если президент распекает своих министров, то разве это не похоже на эпизод отрепетированного сериала?
Наше телевидение за минувший год стало лучшей в мире школой актерского мастерства. Разве получили бы сейчас столь широкое признание Федор Бондарчук, Екатерина Стриженова, Борис Щербаков, Юрий Семчев, Наталья Фатеева, Лидия Федосеева-Шукшина, если бы не снимались в высокоталантливых клипах? Свой телевизионный опыт перенесли они потом в театр и на большой экран. Потому что только авторитет рекламных клипов придает актеру любовь и уважение зрителя.
Наконец, как значительно подняло телевидение жизненный уровень народа! Жители сельской местности, поселковые врачи и медсестры, фабричные и сезонные рабочие, наконец, даже гастарбайтеры, обитающие в вагончиках, регулярно воспламеняющихся от электрообогревателей, теперь могут наслаждаться полноценной жизнью. Ведь прямо с экрана телевизора им преподнесут роскошные рыбные и колбасные нарезки, оттуда же дадут почувствовать вкус драгоценного оливкового масла, ощутить аромат бессмертной Шанель и предоставят возможность насладиться прогулкой мыла "Красной линии" по самым интимным местам. Они смогут реально оценить преимущество разных бриллиантов, шуб и автомашин самых престижных марок. И даже удлинить ресницы на целый дюйм. С Новым годом, телевидение!
Ясен Засурский, декан факультета журналистики МГУ:
- Одно из главных событий телевизионного года, точнее, нескольких последних лет - обращение в масштабных экранизациях к великим литературным произведениям. Сериалы "В круге первом" по роману Солженицына, "Мастер и Маргарита" по Булгакову, "Доктор Живаго" по Пастернаку - это настоящие явления культурной жизни. Удачно или не очень сделаны эти работы - судить критикам и зрителям, но благодаря этим экранизациям люди вновь начинают читать настоящую литературу. Кстати, вспоминаю, как в давние советские времена, когда центральное телевидение показывало многосерийную "Сагу о Форсайтах", в библиотеках очереди выстраивались за этим романом Голсуорси. Думаю, что на волне этого интереса сейчас самое время показать по ТВ ретроспективные циклы экранизаций прошлых лет.
По-прежнему огорчает наличие "культурного гетто": само существование телеканала "Культура" как бы освобождает другие каналы от программ этой тематики. А в результате столько событий проходит мимо зрителя - невозможно же в рамках одного канала рассказать о всем многообразии художественной жизни Москвы и всей страны.
В новостных программах в значительной степени нивелируются и содержание, и подход к подаче информации. Я, например, не всегда могу отличить новости на первом и втором каналах. Поэтому в последнее время чаще стал смотреть "События" на ТВ Центре, там заметен свой почерк, своя точка зрения на события. Кстати, это же относится и к аналитическим программам - сужается их круг, автор и ведущий программы "Постскриптум" Алексей Пушков сегодня остался практически единственным серьезным игроком на этом поле.
Отмечу также возросший интерес телевидения к документалистике. Правда, меня смущает вольный подход некоторых авторов к историческому материалу и реальным людям. Я имею в виду частое использование игровых эпизодов - так называемой "реконструкции" событий, которые снижают степень доверия к фильму. В этом смысле мне нравится цикл Леонида Млечина о знаменитых женщинах ХХ века. Его исторические изыскания - это всегда корректная, опирающаяся только на документы и факты работа. Хотя, в принципе, я вовсе не против использования новых форм и методов - ведь техника и технологии не стоят на месте. В частности, на интересный эксперимент решился все тот же ТВ Центр: документальный цикл "Битва за Москву" с использованием средств компьютерной анимации, мне кажется, привлек внимание к этому историческому событию не только зрителей старшего поколения, но и молодежь.