«Давайте все вместе, держитесь за руки!»

Владимир Спиваков отпраздновал 20-летие Дома музыки призывом к единению

В Московском международном доме музыки состоялся концерт, посвященный 20-летию со дня открытия этого концертного комплекса, одного из крупнейших в столице. Весь вечер на сцене Большого (Светлановского) зала ММДМ играл Национальный филармонический оркестр России под управлением своего основателя и художественного руководителя, народного артиста СССР, президента ММДМ Владимира Спивакова. Вместе с международно прославленным коллективом выступили звездные солисты, которых почли бы за честь видеть на своих сценах главные филармонические и оперные дома мира – Хибла Герзмава, Владислав Сулимский, Бехзод Давронов…

Сперва коллектив Дома музыки и его публику поздравил глава департамента культуры правительства Москвы Александр Кибовский, зачитав приветствие мэра столицы Сергея Собянина, и это тот редкий случай, когда журналисту не в чем поспорить с чиновниками, которых нам, прессе, куда привычнее критиковать. В самом деле – ММДМ создавался при активном участии города. Хорошо помню день закладки первого камня хмурым сентябрьским днем 2000 года, когда дождь не испугал ни Спивакова, ни тогдашнего мэра Юрия Лужкова, ни бывшую в ту пору вице-премьером правительства России Валентину Матвиенко, которые и строительство напутствовали, и выслушали маленький концерт музыкантов Владимира Теодоровича под открытым небом.

Помню вечер открытия Светлановского зала в декабре 2002-го, когда к столичным музыкантам присоединился внезапно нагрянувший в столицу Валерий Гергиев – как это инаугурация такой крупной концертной площадки пройдет без неуемного Валерия Абисаловича? Молодой и моторный, он бегал по залу, оценивая звук в разных точках, и не всюду его лицо выражало одобрение. Несмотря на официальные отчеты об отделке лучшим с точки зрения акустики (и, замечу от себя, очень красивым, почти идеально белым) деревом сибирской лиственницы… Действительно, в зале круглой формы, эффектно задуманном группой архитекторов под руководством Юрия Гнедовского, крайне трудно организовать равномерное распределение звуковых волн. Но ровно через 10 лет (еще одна юбилейная дата) здесь установили уникальную разработку американского акустика Джона Пиллоу, представляющую собой самоуправляющуюся интеллектуальную систему из десятков микрофонов и колонок, которая позволяет выстроить ту акустику, что нужна исходя из художественной идеи конкретной концертной программы. Например – смоделировать ситуацию, когда слушатель буквально находится посреди оркестрантов. Я сам присутствовал при подобном исполнении Госоркестром России под управлением Владимира Юровского музыки «Лебединого озера» и других балетов Чайковского – впечатление потрясающее.

И это не только мое мнение. В Доме музыки с радостью выступали тысячи музыкантов, в том числе такие мировые звезды, как Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Джесси Норман, Рене Флеминг…

Сегодня в Доме музыки – четыре зала: помимо Светлановского с одним из самых современных в стране духовых органов, это Камерный и Театральный, а также открытый два года назад Зал имени Шнитке. Плюс студия звукозаписи, плюс картинная галерея из личной коллекции Владимира Спивакова…

В праздничный вечер Владимир Теодорович, выйдя во главе оркестра к залу, почти не говорил, заметив лишь, что видеть результат своей деятельности и чувствовать, что не ты не одинок – большая радость. Зато музыкой артисты поделились щедро – два с лишним часа без перерыва! Начали обаятельно сыгранной первой частью Первого фортепианного концерта Шопена с юной японской солисткой Шио Окуи – ученицей Гнесинской средней специальной музыкальной школы и стипендиаткой Фонда Владимира Спивакова. А потом – вереница великих оперных арий и ансамблей в исполнении мировых звезд: сопрано Хиблы Герзмавы (театр имени Станиславского и Немировича-Данченко), баритона Владислава Сулимского (Мариинской театр), молодого тенора Бехзода Давронова (Большой театр). Уровень такой, какому позавидовали бы и Парижская филармония, и Метрополитен-опера, и Ла Скала…

Но закончили чисто симфонической краской. «Шостакович – Вальс из кинофильма «Первый эшелон», объявил Спиваков, и зазвучала известная всем континентам (ее даже Стенли Кубрик использовал в своем фильме «С широко закрытыми глазами») мелодия, полная печали, тревоги и надежды. О чем тревога и на что надежда – Владимир Теодорович расшифровывать, понятно, не стал, в нотах Шостаковича и так все сказано без слов. Но все же последний акцент остался за надеждой, пусть и с оттенком грусти – его поставила не менее знаменитая заглавная тема Нино Роты из феллиниевской ленты «Восемь с половиной». Помните – та, что звучит под заключительную реплику главного героя: «Давайте все вместе, держитесь за руки. Шире, шире, все вместе, за руки». Актуальный призыв.