Человек-оркестр Валентин Тернявский

Гостелерадио, журнал «Кругозор», радиостанции «Юность» и «Маяк» нашли в свое время в его лице яркого популяризатора музыки, композитора, музыковеда

В Малом зале Московской консерватории на финише года состоялся вечер-концерт, посвященный памяти Валентина Тернявского. Незауряднейшего человека, отдавшего себя служению высокому искусству. Гостелерадио, журнал «Кругозор», радиостанции «Юность» и «Маяк» нашли в свое время в его лице яркого популяризатора музыки, композитора, музыковеда.

 Да, было время, когда радио знакомило нас с лучшими образцами драматического и музыкального искусства. Еще немало тех, кто с благодарностью вспоминает выпуски «Театра у микрофона». Вот и вся жизнь Валентина Григорьевича – пример страстного желания приобщить как можно больше слушателей к большой музыке. Той самой, с которой судьба свела его в Московской консерватории, где он попал в руки наставника – легендарного Александра Гольденвейзера.

Помню, на склоне лет, выступая в Центральном Доме работников искусств с отчетом о своем служении искусству, Валентин Григорьевич с гордостью демонстрировал зрителям свою ладонь. Помнившую тепло дружеского рукопожатия мастера, который в свою очередь пожимал руку наших гениев – Чайковского, Рахманинова, Скрябина. Вот она, наглядное подтверждение связи времен и судеб. 

В 1997 году вместе с режиссером Андреем Торстенсеном, работая над фильмом «Что наша жизнь…», они побывали во Флоренции, где Петр Ильич Чайковский за месяц с небольшим создал свой шедевр – «Пиковую даму». Конечно, они не преминули заглянуть в парк, где гулял великий композитор, в церковь Сан-Себастьян, помнившую гостя из России. Те впечатления органично вплелись в основу их телефильма, увидевшего свет лишь в 2000-м, когда появился телеканал «Культура».

Став одним из основателей этого замечательного телеканала и возглавив студию музыкальных программ, Тернявский создал более ста фильмов о музыке и музыкантах – о Чайковском, Шостаковиче, Щедрине, Хренникове, Пахмутовой и многих других. Стоит лишь пожалеть о том, что многие творения Тернявского стали достоянием лишь небольшой в масштабах страны аудитории канала. А в основном молодежь «музыкально воспитывают» с экрана представители неувядаемой попсы, будь она неладна...

Как писали критики, Тернявский – «рассказчик светлый, остроумный, с богатым багажом ярких встреч и именитых друзей». Его многолетний друг еще со школьной скамьи композитор Родион Щедрин называл Тернявского «летописцем нашей музыкальной жизни».  А Раймонд Паулс – «одним из последних русских интеллигентов на телевидении».

– Талантливый человек должен быть талантлив во всем! Это он успешно доказал, – заключил в нашем разговоре Сергей Борисов, племянник Тернявского, известный авиаинженер, работавший в ОКБ «Сухой». – Его коллега по фильмам Андрей Торстенсен называл Валентина Григорьевича «человеком, который не может не играть». Едва увидев где-либо рояль, он тут же садился импровизировать. И делал это на зависть даже маститым музыкантам.

Добавлю, что и за шахматную доску с ним тоже садиться было рискованно: сопернику грозил скорый мат. А как страстно Тернявский болел! Футбольный матч мог разобрать так, что болельщики заслушаются. В общем, с какой стороны на него не посмотреть, видишь человека неуемного и яркого таланта!