- Александр Петрович, неужто садово-огородный участок может заменить человеку постоянную оплачиваемую работу? Кто же ратует за такие новации?
- В предложениях, которые сейчас обсуждаются, говорится о наличии не обычного садово-огородного участка, а товарного - хочу особо акцентировать на этом внимание - личного подсобного хозяйства. Разница принципиальная. Продукция тут продается и приносит существенный доход.
- Если женщина продала на рынке пучок-другой выращенной на своем огороде морковки, можно считать ее хозяйство "товарным"?
- Нет, конечно, о пучке морковки и об огороде никто не говорит. Выручка от продажи сельхозпродукции, как представляется, должна быть по крайней мере не меньше суммы, равной прожиточному минимуму в данной местности в расчете на каждого члена домохозяйства.
То есть если семья имеет не 6 и не 12 соток, а, к примеру, полгектара земли, удовлетворяет свои потребности в овощах и фруктах и еще продает их, получая деньги, которых хватает на жизнь, - только в этом случае подсобное хозяйство можно считать "товарным". Речь, понятно, идет не только о выращивании картофеля или яблок, но и о животноводческих, других хозяйствах, где откармливают свиней, кур, кроликов, отправляют на продажу мясо, молоко, сметану. Этим занимаются в основном сельские жители. Спрашивается, почему их, а также имеющих земельный пай надо считать безработными? Те же фермеры таковыми не являются, правда? Ни один не получает пособия по безработице ни у нас, ни в других странах.
- Но в реальной жизни для "раскрутки" подсобного хозяйства нужны деньги. Человек, оставшийся без работы, лишается и наличных...
- В этом случае государству выгоднее дать ссуду семье на приобретение, допустим, свиноматок либо поросят для откорма, чем выплачивать пособие по безработице.
- Ну хорошо, вернемся к садовым участкам. Если безработный городской житель продал летом выращенную на нем клубнику, молодую картошку, малину, что-то еще и выручил несколько тысяч рублей, то что же - работники службы занятости должны будут выследить его и лишить пособия?
- Ничего подобного. Я против таких "экстремистских" подходов. Заявляю со всей определенностью: Министерство труда не допустит этого. Садовый участок предназначен для поддержки семьи, обеспечения ее потребностей в овощах и фруктах. Если какая-то часть продается на рынке или соседям, это не должно влиять на выплаты пособия.
- Некоторые специалисты считают, что безработными не следует признавать и тех, у кого есть легковая машина (можно заниматься извозом). Кроме того, если семья занимает просторное жилье в центре города, она может сдавать его, сняв квартиру поменьше на окраине. И в этом случае, по мнению тех же экспертов, нельзя выплачивать безработному члену семьи пособие. Такие поправки в Закон о занятости готовятся?
- В Министерстве труда - нет, не готовятся, и мы категорически не разделяем такой подход. Нельзя ухудшать положение людей, уже и так попавших в трудную ситуацию. Мало того что человека уволили, но семье предлагается еще расстаться с нормальной квартирой. Это несправедливо. Убежден, подобные поправки, если даже кто-то их внесет, не дойдут до рассмотрения в правительстве или Госдуме. Другое дело, если у семьи есть вторая квартира, которую сдают, или имеется свободный гараж, переданный кому-то в аренду. В том случае, когда такой постоянный доход, причем подтвержденный документально, сопоставим с прожиточным минимумом, - без пособия по безработице, думаю, можно обойтись.
- Горячие дискуссии, насколько известно, развернулись среди специалистов по поводу того, считать ли наличие акций у гражданина источником постоянного дохода. Если есть такие ценные бумаги, то предлагается не признавать такого человека безработным. Ваше мнение?
- В подобных дискуссиях и я участвовал. Предложение, на мой взгляд, неприемлемое, ибо у россиян скопилось огромное количество так называемых "мертвых" акций, не приносящих владельцам никакого дохода. Как же можно "фантики" считать "ценными бумагами"? Это все обман, так в стране ни одного официально признанного безработного не окажется. В каждом отдельном случае надо смотреть, какие акции (подтвержденные документально) есть у человека, какой доход они приносят. Если ценные бумаги позволяют получать, допустим, более 15-20 тысяч рублей в год, тогда - другой разговор. Впрочем, те, кто имеет высокодоходные акции, вряд ли обратятся за пособием по безработице.
- Какова все же общая направленность разрабатываемых поправок в Закон о занятости - в интересах безработных или, по сути, против них?
- Основная цель - помочь тем безработным, кому это действительно необходимо. Общий вектор - на усиление социальной защиты граждан. Например, сегодня минимальный размер пособия составляет 20 процентов от прожиточного минимума в субъекте Федерации, а мы предлагаем повысить планку до 30 процентов. Это, понятно, не касается тех, у кого до увольнения была более высокая зарплата. Пособие в течение первых трех месяцев будет равно 75 процентам зарплаты, но не должно быть выше прожиточного минимума в регионе.
- Когда все это станет реальностью?
- Если новый закон будет одобрен правительством и принят Думой, то он начнет действовать с 1 января 2002 года.
- Сколько же у нас сейчас безработных?
- По последним данным Госкомстата - 7,4 миллиона человек. Для сравнения: в феврале 1999-го ищущих себе подходящее место было 10,4 миллиона. Таким образом, сокращение - на 3 миллиона человек, почти на треть. Это стало возможным прежде всего благодаря оживлению экономики.
- Легко ли сегодня найти работу?
- В одних регионах сравнительно легко, в других - очень трудно. В Москве, например, 220 тысяч вакансий. Сегодня требуются не только рабочие, но и бухгалтеры, экономисты, инженеры, даже ваш брат - журналисты. Если еще не так давно мы уговаривали директоров предприятий принять тех, кто к нам обратился, прошел переобучение, то сегодня уже многие руководители сами чуть ли не умоляют: помогите с кадрами! Нужны станочники, металлурги, экономисты, большой спрос на способных, квалифицированных менеджеров, ориентирующихся в рыночной экономике. Многие опытные хозяйственники, выросшие в плановой экономике, так и не смогли адаптироваться к новым условиям. Ощущается большой дефицит толковых управленческих кадров. В банках данных есть вакансии с окладами 30-40 тысяч рублей. В службах занятости можно иногда встретить пришедших устраиваться на работу женщин в норковых манто, энергичных мужчин в дорогих костюмах и с "мобильниками".
Труднее всего, как показывает практика, устроиться 30-40-летним женщинам, имеющим детей. Несколько уменьшился спрос на молодых работников. Выяснилось, что люди среднего возраста и даже чуть постарше, прошедшие школу прежних лет, более дисциплинированны, исполнительны, старательны, с большей ответственностью относятся к делу.
- Но часто люди не идут в службу занятости - может, стесняются или не верят в реальную помощь? Из 7,4 миллиона реально безработных лишь около миллиона официально зарегистрированы.
- Мы как раз думаем над тем, как довести информацию о вакансиях до более широкого круга граждан. Один из вариантов - установить в людных местах, например в супермаркетах, компьютеры с перечнем вакансий не только в данном городе, но и по всей стране. Любой человек сможет сам, ни к кому не обращаясь, подойти к выносному монитору и ознакомиться со списками по интересующим его специальностям. Первые такие компьютеры собираемся разместить в московских супермаркетах. Потом это новшество будут осваивать в других городах. Думаю, недалеко время, когда все больше людей, потерявших работу, смогут продать свою квартиру и переехать в другой регион, где есть подходящая вакансия.
- Еще одна острая тема - зарплата. Немало откликов вызвала опубликованная 5 января в "Труде" статья о новых тарифных ставках, которые и после повышения в 2001 году останутся ниже прожиточного минимума. Читатели спрашивают: что предпринимает в этой связи Министерство труда?
- Я знаком с этой статьей. В ней правильно ставится вопрос - зарплату в бюджетном секторе, да и размер минимальной оплаты надо повышать. Рабочий человек должен получать столько, чтобы ему по крайней мере хватало на жизнь. В нынешнем году, как известно, минимальная зарплата увеличена до 200 рублей, а с 1 июля повысится до 300.Однако это только компенсирует рост потребительских цен, но не позволит добиться существенного улучшения в оплате труда "бюджетников". Поэтому мы предлагаем увеличить зарплату в этой сфере еще и с 1 сентября - за счет дополнительных доходов федеральной казны.
- А если таких доходов не будет?
- Тогда повышение переносится на 2002 год. В Министерстве труда подготовлены предложения о поэтапном увеличении минимальной зарплаты на ближайшие пять лет. График выглядит так: с 1 января 2002 года - 450 рублей; с 1 сентября - 600; в 2003-м - 900; в 2004-м - 1300; в 2005-м - 1740-1745 (таков по прогнозу будет прожиточный минимум). То есть если реализуется этот план, то минимальная зарплата сравняется с прожиточным минимумом через пять лет. Соответственно должны увеличиваться и тарифные ставки. При этом, однако, единую тарифную сетку предлагается "сжать", уменьшив соотношение ставок первого и последних разрядов до 1:4,5. По этому варианту уже со следующего года начался бы ощутимый рост реальной зарплаты в бюджетном секторе. Через пять лет средняя зарплата составила бы 5390 рублей, или почти втрое больше прожиточного минимума.
Однако сейчас эти предложения оказались как бы в подвешенном состоянии. Возражают другие министерства. Причина банальна: где, мол, федеральные и региональные власти возьмут столько денег? Всего до 2005 года дополнительно требуется на эти цели более триллиона рублей (из федерального бюджета - 260 миллиардов). Суммы действительно немалые, но ведь и экономика наша будет развиваться, бюджетные доходы будут расти. В любом случае нельзя "законсервировать" ситуацию, когда зарплата ниже прожиточного минимума. Министерство труда будет отстаивать свою позицию. И я надеюсь, наши планы удастся реализовать.