АЛЕКСАНДР ПОЧИНОК: ЕСТЬ ВАКАНСИИ С ОКЛАДАМИ ДО 40 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ

"На днях моей дочери сообщили, что в феврале она будет уволена. Устроиться быстро на другое подходящее место у нас нелегко. И почти одновременно я узнала о готовящихся новациях по "защите" уволенных. Теперь, говорят, безработными не будут считаться те, у кого есть садовый участок. А у нас есть шесть соток земли, где мы выращиваем картошку, лук, чеснок, морковь, свеклу. Но когда дочь окажется за воротами, то без пособия по безработице нам не вытянуть. Кто же такой умный "наверху" предложил покончить с безработицей самым радикальным способом - просто уморить "лишних"? Не могу найти печатных слов, чтобы выразить возмущение. И это у нас называется усилением социальной политики? В. Петренко, Тула".Вопрос читательницы "Труда" настолько важен, что за ответом редакция решила обратиться к самому информированному по идее человеку в этой области - министру труда и социального развития Александру ПОЧИНКУ. Отправляясь к нему, я захватил еще несколько писем из редакционной почты, касающихся оплаты труда.

- Александр Петрович, неужто садово-огородный участок может заменить человеку постоянную оплачиваемую работу? Кто же ратует за такие новации?
- В предложениях, которые сейчас обсуждаются, говорится о наличии не обычного садово-огородного участка, а товарного - хочу особо акцентировать на этом внимание - личного подсобного хозяйства. Разница принципиальная. Продукция тут продается и приносит существенный доход.
- Если женщина продала на рынке пучок-другой выращенной на своем огороде морковки, можно считать ее хозяйство "товарным"?
- Нет, конечно, о пучке морковки и об огороде никто не говорит. Выручка от продажи сельхозпродукции, как представляется, должна быть по крайней мере не меньше суммы, равной прожиточному минимуму в данной местности в расчете на каждого члена домохозяйства.
То есть если семья имеет не 6 и не 12 соток, а, к примеру, полгектара земли, удовлетворяет свои потребности в овощах и фруктах и еще продает их, получая деньги, которых хватает на жизнь, - только в этом случае подсобное хозяйство можно считать "товарным". Речь, понятно, идет не только о выращивании картофеля или яблок, но и о животноводческих, других хозяйствах, где откармливают свиней, кур, кроликов, отправляют на продажу мясо, молоко, сметану. Этим занимаются в основном сельские жители. Спрашивается, почему их, а также имеющих земельный пай надо считать безработными? Те же фермеры таковыми не являются, правда? Ни один не получает пособия по безработице ни у нас, ни в других странах.
- Но в реальной жизни для "раскрутки" подсобного хозяйства нужны деньги. Человек, оставшийся без работы, лишается и наличных...
- В этом случае государству выгоднее дать ссуду семье на приобретение, допустим, свиноматок либо поросят для откорма, чем выплачивать пособие по безработице.
- Ну хорошо, вернемся к садовым участкам. Если безработный городской житель продал летом выращенную на нем клубнику, молодую картошку, малину, что-то еще и выручил несколько тысяч рублей, то что же - работники службы занятости должны будут выследить его и лишить пособия?
- Ничего подобного. Я против таких "экстремистских" подходов. Заявляю со всей определенностью: Министерство труда не допустит этого. Садовый участок предназначен для поддержки семьи, обеспечения ее потребностей в овощах и фруктах. Если какая-то часть продается на рынке или соседям, это не должно влиять на выплаты пособия.
- Некоторые специалисты считают, что безработными не следует признавать и тех, у кого есть легковая машина (можно заниматься извозом). Кроме того, если семья занимает просторное жилье в центре города, она может сдавать его, сняв квартиру поменьше на окраине. И в этом случае, по мнению тех же экспертов, нельзя выплачивать безработному члену семьи пособие. Такие поправки в Закон о занятости готовятся?
- В Министерстве труда - нет, не готовятся, и мы категорически не разделяем такой подход. Нельзя ухудшать положение людей, уже и так попавших в трудную ситуацию. Мало того что человека уволили, но семье предлагается еще расстаться с нормальной квартирой. Это несправедливо. Убежден, подобные поправки, если даже кто-то их внесет, не дойдут до рассмотрения в правительстве или Госдуме. Другое дело, если у семьи есть вторая квартира, которую сдают, или имеется свободный гараж, переданный кому-то в аренду. В том случае, когда такой постоянный доход, причем подтвержденный документально, сопоставим с прожиточным минимумом, - без пособия по безработице, думаю, можно обойтись.
- Горячие дискуссии, насколько известно, развернулись среди специалистов по поводу того, считать ли наличие акций у гражданина источником постоянного дохода. Если есть такие ценные бумаги, то предлагается не признавать такого человека безработным. Ваше мнение?
- В подобных дискуссиях и я участвовал. Предложение, на мой взгляд, неприемлемое, ибо у россиян скопилось огромное количество так называемых "мертвых" акций, не приносящих владельцам никакого дохода. Как же можно "фантики" считать "ценными бумагами"? Это все обман, так в стране ни одного официально признанного безработного не окажется. В каждом отдельном случае надо смотреть, какие акции (подтвержденные документально) есть у человека, какой доход они приносят. Если ценные бумаги позволяют получать, допустим, более 15-20 тысяч рублей в год, тогда - другой разговор. Впрочем, те, кто имеет высокодоходные акции, вряд ли обратятся за пособием по безработице.
- Какова все же общая направленность разрабатываемых поправок в Закон о занятости - в интересах безработных или, по сути, против них?
- Основная цель - помочь тем безработным, кому это действительно необходимо. Общий вектор - на усиление социальной защиты граждан. Например, сегодня минимальный размер пособия составляет 20 процентов от прожиточного минимума в субъекте Федерации, а мы предлагаем повысить планку до 30 процентов. Это, понятно, не касается тех, у кого до увольнения была более высокая зарплата. Пособие в течение первых трех месяцев будет равно 75 процентам зарплаты, но не должно быть выше прожиточного минимума в регионе.
- Когда все это станет реальностью?
- Если новый закон будет одобрен правительством и принят Думой, то он начнет действовать с 1 января 2002 года.
- Сколько же у нас сейчас безработных?
- По последним данным Госкомстата - 7,4 миллиона человек. Для сравнения: в феврале 1999-го ищущих себе подходящее место было 10,4 миллиона. Таким образом, сокращение - на 3 миллиона человек, почти на треть. Это стало возможным прежде всего благодаря оживлению экономики.
- Легко ли сегодня найти работу?
- В одних регионах сравнительно легко, в других - очень трудно. В Москве, например, 220 тысяч вакансий. Сегодня требуются не только рабочие, но и бухгалтеры, экономисты, инженеры, даже ваш брат - журналисты. Если еще не так давно мы уговаривали директоров предприятий принять тех, кто к нам обратился, прошел переобучение, то сегодня уже многие руководители сами чуть ли не умоляют: помогите с кадрами! Нужны станочники, металлурги, экономисты, большой спрос на способных, квалифицированных менеджеров, ориентирующихся в рыночной экономике. Многие опытные хозяйственники, выросшие в плановой экономике, так и не смогли адаптироваться к новым условиям. Ощущается большой дефицит толковых управленческих кадров. В банках данных есть вакансии с окладами 30-40 тысяч рублей. В службах занятости можно иногда встретить пришедших устраиваться на работу женщин в норковых манто, энергичных мужчин в дорогих костюмах и с "мобильниками".
Труднее всего, как показывает практика, устроиться 30-40-летним женщинам, имеющим детей. Несколько уменьшился спрос на молодых работников. Выяснилось, что люди среднего возраста и даже чуть постарше, прошедшие школу прежних лет, более дисциплинированны, исполнительны, старательны, с большей ответственностью относятся к делу.
- Но часто люди не идут в службу занятости - может, стесняются или не верят в реальную помощь? Из 7,4 миллиона реально безработных лишь около миллиона официально зарегистрированы.
- Мы как раз думаем над тем, как довести информацию о вакансиях до более широкого круга граждан. Один из вариантов - установить в людных местах, например в супермаркетах, компьютеры с перечнем вакансий не только в данном городе, но и по всей стране. Любой человек сможет сам, ни к кому не обращаясь, подойти к выносному монитору и ознакомиться со списками по интересующим его специальностям. Первые такие компьютеры собираемся разместить в московских супермаркетах. Потом это новшество будут осваивать в других городах. Думаю, недалеко время, когда все больше людей, потерявших работу, смогут продать свою квартиру и переехать в другой регион, где есть подходящая вакансия.
- Еще одна острая тема - зарплата. Немало откликов вызвала опубликованная 5 января в "Труде" статья о новых тарифных ставках, которые и после повышения в 2001 году останутся ниже прожиточного минимума. Читатели спрашивают: что предпринимает в этой связи Министерство труда?
- Я знаком с этой статьей. В ней правильно ставится вопрос - зарплату в бюджетном секторе, да и размер минимальной оплаты надо повышать. Рабочий человек должен получать столько, чтобы ему по крайней мере хватало на жизнь. В нынешнем году, как известно, минимальная зарплата увеличена до 200 рублей, а с 1 июля повысится до 300.Однако это только компенсирует рост потребительских цен, но не позволит добиться существенного улучшения в оплате труда "бюджетников". Поэтому мы предлагаем увеличить зарплату в этой сфере еще и с 1 сентября - за счет дополнительных доходов федеральной казны.
- А если таких доходов не будет?
- Тогда повышение переносится на 2002 год. В Министерстве труда подготовлены предложения о поэтапном увеличении минимальной зарплаты на ближайшие пять лет. График выглядит так: с 1 января 2002 года - 450 рублей; с 1 сентября - 600; в 2003-м - 900; в 2004-м - 1300; в 2005-м - 1740-1745 (таков по прогнозу будет прожиточный минимум). То есть если реализуется этот план, то минимальная зарплата сравняется с прожиточным минимумом через пять лет. Соответственно должны увеличиваться и тарифные ставки. При этом, однако, единую тарифную сетку предлагается "сжать", уменьшив соотношение ставок первого и последних разрядов до 1:4,5. По этому варианту уже со следующего года начался бы ощутимый рост реальной зарплаты в бюджетном секторе. Через пять лет средняя зарплата составила бы 5390 рублей, или почти втрое больше прожиточного минимума.
Однако сейчас эти предложения оказались как бы в подвешенном состоянии. Возражают другие министерства. Причина банальна: где, мол, федеральные и региональные власти возьмут столько денег? Всего до 2005 года дополнительно требуется на эти цели более триллиона рублей (из федерального бюджета - 260 миллиардов). Суммы действительно немалые, но ведь и экономика наша будет развиваться, бюджетные доходы будут расти. В любом случае нельзя "законсервировать" ситуацию, когда зарплата ниже прожиточного минимума. Министерство труда будет отстаивать свою позицию. И я надеюсь, наши планы удастся реализовать.