ТОНЕМ, ПАДАЕМ

Две беды постучались одновременно в российские и украинские ворота. В Черном море в пятницу затонул теплоход "Память Меркурия", а в Омске потерпел катастрофу самолет Ан-70.

Теплоход принадлежит севастопольскому малому предприятию "Сага". Среди 51 члена экипажа и пассажиров оказались и двое граждан России. А в Омске днем позже рухнул наземь единственный опытный образец нового военно-транспортного самолета Ан-70, изготовленный на киевском АНТК имени Антонова. А вместе с ним, кажется, разрушились и надежды на скорое воплощение в жизнь крупнейшего российско-украинского проекта в области военно-технического сотрудничества. Еще недавно создатели этой машины не без оснований надеялись на то, что лучший в мире по многим параметрам Ан-70 будет принят на вооружение не только военной авиации наших двух стран, но и в по крайней мере некоторых странах НАТО.
В последние годы сигналы бедствия на некогда благополучном для моряков Черном море звучат пугающе часто. Суда под разными флагами здесь тонут, пропадают бесследно и садятся на мель. Однако то, что случилось с "Памятью Меркурия", поражает своей нелепостью. Теплоход по неизвестным пока причинам затонул, по словам уцелевших пассажиров и членов экипажа, в 18 часов 57 минут в минувшую пятницу приблизительно в 80 милях от мыса Сарыч. Почему-то никто так и не подал в эфир перед гибелью тревожного "SOS". Кто-то из специалистов уже поспешил с предположениями, что виною всему перегруз судна. Ведь на его борту находились главным образом "челноки", возвращавшиеся с товаром из Турции. Тогда, считают авторы этой версии, в шторм плохо закрепленные тюки или контейнеры могли сместиться, "Память Меркурия" потерял остойчивость и быстро перевернулся. Настолько быстро, что радист не успел передать "SOS".
У собеседников "Труда" в Севастополе эти предположения вызывают сомнения. Во-первых, в районе катастрофы не было сильного шторма. Во-вторых, как оказалось, экипаж имел достаточно времени, чтобы спустить на воду спасательные шлюпки и сбросить надувные плоты. На это требуется не одна минута.
Как бы там ни было, но двое суток никто и не думал заниматься спасательными работами. Только в 16 часов в воскресенье, когда обнаружилось, что теплоход не прибыл по назначению, поднялась тревога. Тогда же стало известно, что в Одессе и в Констанце зарегистрированы слабые сигналы аварийного радиобуя. Странно, что об этом сообщили только в воскресенье, ведь работать такой радиобуй должен был с момента катастрофы.
Тут же выяснилось, что у государственного морского координационно-спасательного центра России, включившегося в поиски по сигналу из Новороссийска, нет связи с украинскими портами. Россиянам пришлось вначале самостоятельно отправлять находившиеся в районе Крыма корабли и суда к месту катастрофы. Первым туда прибыло украинское судно "Виктор Лебедев". Его экипаж с обнаруженного спасательного плота поднял на борт шестерых потерпевших. Другие восемь на плоту оказались мертвы - видимо, от переохлаждения. Подошедшее российское судно "Герои Севастополя" спасло еще 23 человека.
Всего ко вчерашнему полудню спасено 32 человека, найдено 14 погибших, пятеро пока числятся пропавшими без вести. Спасенные сильно обморожены. В операции участвует авиация нашего Черноморского флота.
А разбившийся в Омске Ан-70 летел в Якутск для испытаний в условиях низких температур. В 5 часов 38 минут в субботу после дозаправки он поднялся в воздух, и через несколько секунд отказал один двигатель, потом другой. Самолет упал в 600 метрах от бетонной полосы. Лишь по счастливой случайности он не врезался в ограждение аэропорта и не загорелся - в баках было 38 тонн авиационного керосина. Наверное, поэтому никто не погиб, только двое сотрудников АНТК имени Антонова, находившиеся в самолете, получили травмы.
- Это тяжелый удар, - так оценил по телефону катастрофу в Омске Валерий Малев, генеральный директор государственной компании "Укрспецэкспорт". - Не верится в случайность. Тем более чтобы сразу два двигателя остановились...
Нынешний Ан-70 являлся вторым и единственным на сегодня образцом этого самолета. Первый, как известно, потерпел катастрофу буквально через три недели после первого демонстрационного полета (16 декабря 1994 года), нелепо столкнувшись во время летных испытаний с машиной сопровождения Ан-74. Та чудом уцелела, а "семидесятка" разбилась, унеся с собой жизни экипажа. Фюзеляж машины N 3 только заложен в Киеве.
Остается добавить, что по своим летным и научно-техническим характеристикам Ан-70 не имеет аналогов в мире. Этот уникальный военно-транспортный самолет "короткого взлета" может перевозить грузы весом до 50 тонн на расстояние до 7400 километров. Машина очень экономична и довольно дешева для такого класса и задач - 50 миллионов долларов. А минимальную потребность в таких самолетах, по оценкам специалистов, 400-500 машин.
Учитывая скудное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ военного назначения и в России, и в Украине, перспективы Ан-70 представляются теперь довольно мрачными. Тем более - на международной арене. Ведь двумя подряд катастрофами нового самолета наверняка не преминут воспользоваться конкуренты.