ВЗЯТИЕ БЕРЛИНА

Карл-Хайнц Рихтер в серой ливрее и цилиндре, стоящий у входа и открывающий двери для покупателей одного из самых дорогих магазинов в Берлине KaDeWe, всего-навсего портье. Но он еще и переводчик с высшим образованием, и тратит немало своего служебного усердия, помогая продавцам, когда у них возникают сложности с русским языком.

Из иностранцев именно россияне самые частые посетители этого роскошного торгового центра. "Покупатели из вашей страны, - говорит Карл-Хайнц Рихтер, - часто вообще не спрашивают о ценах, зато имеют очень четкие представления, что они хотели бы приобрести. Важнейшие критерии для них - качество и марка. Платят, как правило, наличными, независимо от суммы".
"Массовый наплыв" покупателей из России в Берлин, начавшийся лет восемь назад, объясняется довольно прозаично: лететь сюда из Москвы пару часов, а цены на роскошную одежду и обувь ниже, чем в Лондоне и Париже. Общее число иностранных туристов в немецкой столице сократилось за первую половину прошлого года на четыре процента, а из России, в первую очередь людей состоятельных, выросло на 20 процентов.
Немало роскошных "бутиков" сориентировано на россиян с толстым кошельком. В таких магазинах и салонах непременно работают и продавцы, не только владеющие русским, но и хорошо знающие менталитет своих бывших земляков. В KaDeWe всюду информация на русском языке. Здесь могут выделить сопровождающего переводчика и даже для совсем небольшой группы.
В модном салоне на центральной Фридрихштрассе пять лет работает россиянка Елена Брай, предлагающая покупательницам вечерние платья от Валентино, брючные костюмы от Ямамото, дорогую "упаковку" от других всемирно известных кутюрье. Большую часть денежного оборота приносят российские женщины. Правда, замечает Елена, три-четыре года назад покупательниц из Москвы или Киева было больше. Стали беднее? Нет, возражает она, просто в столицах бывшего Союза, особенно в Москве, открылось много новых модных магазинов, так что за заграничной одеждой-люкс выезжать нет необходимости.
Но оборот, оказывается, не падает, поскольку постоянными клиентами остаются бывшие россияне, живущие в немецкой столице, а их в Берлине около 130 тысяч. По словам Елены Брай, они навещают магазин три-четыре раза в неделю, примерно 90 процентов дам не имеют собственного дохода и расплачиваются кредитными карточками своих супругов. "Эти женщины вежливы и дружелюбны, - говорит продавщица, - но их обслуживание отнимает много сил, поскольку они выбирают лучшее из лучшего, примеряют часами и остаются довольными лишь тогда, когда их полностью устраивает даже самая незначительная деталь". Зато о цене не спрашивают.