ТРЕЗВЫЙ РАСЧЕТ ПО "ПЬЯНОМУ ДЕЛУ"

Скажем, североевропейцы, при всей своей внешней флегматичности, в этом деле способны на проявление просто бешеной энергии, но только тогда, когда речь идет о перспективе раздобыть спиртное не по своим заоблачным ценам,а по более низким. Проявляется эта недюжинная активностьв массовых перемещениях людей с одной приграничной территории на другую. Функцию регулировщика при этом выполняют налоги на алкоголь, которые в странах региона варьируются и постоянно изменяются.

Так, в конце минувшего года Дания резко снизила акцизы на крепкие напитки аж на 47 процентов. Цель решительного шага проста, датчане хотят переманить шустрых соотечественников, которые не ленятся за запасом "огненной воды" сгонять в близлежащую Германию, где покупка обходится вдвое дешевле. В результате объем продаж в трех основных датских сетях продуктовых магазинов буквально за несколько дней после ценового послабления на алкоголь вырос втрое по сравнению с аналогичным периодом годом раньше.
Но тут же возникла цепная реакция проблем в соседней Швеции, где бутылка, к примеру, ликера, популярного тут как некий компромиссный вариант между водкой и пивом, теперь стоит едва ли не вдвое дороже, чем в Дании. Перепад цен оказался столь значителен, что отразился даже на прибылях консорциума компаний по эксплуатации гигантского сооружения - моста-тоннеля между двумя странами через и под проливом Эресунд. Проезд через него на машинах платный, и увеличение на четверть числа автопутешественников, перемещающихся из датского Хельсингера в шведский Хельсинборг, дало транспортным коммерсантам потрясающий навар. А вот чинам из шведской автоинспекции тоже в пору запить, но уже с горя: возвращающиеся на родину с датских островов энтузиасты "алкошопинга" перегружают свои "тачки" так, что это уже начинает негативно влиять на безопасность движения.
В то время как в Стокгольме только раскачиваются, обсуждая целесообразность снижения своего налога на алкоголь на 45 процентов, в Хельсинки аналогичное решение уже принято. Тем самым, по сути дела, перечеркнуты принципы и несомненные достижения алкогольной политики финского государства, сложившейся за долгие десятилетия с момента отмены "сухого закона" в далеком 1932 году, когда власти пошли на драматическое снижение цен на все виды алкоголесодержащей продукции. Так, водка в мае подешевеет на 40 процентов, а вот качественные сухие вина, продвижением которых на финский потребительский рынок гордились популяризаторы "средиземноморской" культуры пития, - всего на 5 процентов. Такой подход позволил одной газете съязвить, что политика государства напоминает походку захмелевшего господина, потерявшего представление "правая, левая где сторона".
На самом же деле обрушение долго лелеемых надежд на постепенное вытеснение водки и пива благородным и все-таки полезным натуральным вином рухнули по вполне объективной причине. Весной этого года грядет вступление в Евросоюз Эстонии, что вынудит Финляндию открыть новоиспеченному союзнику свои границы. Исчисляющаяся декалитрами норма провоза спиртного внутри зоны ЕС такова, что без "отпускания" цен финский алкогольный рынок мгновенно рухнет под ударом цунами дешевого "пойла", которое хлынет с южного берега Финского залива.
Что же до прибывающих сюда, то их местные таможенники по-прежнему "трясут" на предмет выявленного превышения сакраментального литра крепких жидкостей и двух литров до 20 градусов. А наши граждане с тем же завидным упорством норовят прихватить с собой в поездку к соседям горячительного "чуть-чуть" сверх лимита. Ведь, как с удручающей очевидностью свидетельствуют опросы наших туристов, из года в год проводимые финским "Гэллапом", большинство из них все еще искренне верит, что на этой земле продолжают действовать ужасные предписания, по вине которых "ну нигде ничего не купишь, даже когда душа горит".